Стратегии поведения личности в профессиональной среде. Стадии и этапы индивидуальной карьеры

04 Ноября в 7:08 2156 0


Стадии и этапы индивидуальной карьеры

Каждая карьера индивидуальна, но для обычной, стабильной карьеры характерен ряд общих стадий и этапов, знание которых необходимо для профилактики профессиональных деформаций и, в частности, для профилактики синдрома выгорания.

Некоторые авторы ранжируют стадии карьеры, беря за основу возраст специалиста. С.Н.Паркинсон выделил 10 этапов профессионального пути, начинающегося с возраста, в котором человек заканчивает профессиональное образование и вступает на свой профессиональный путь. Он обозначил этот возраст буквой Г. Каждая последующая профессиональная «пора» определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего числового коэффициента. Ниже приведены шкала С.Н.Паркинсона и возрастной диапазон различных этапов профессионального пути врача-психиатра, закончившего медицинский вуз и интернатуру по специальности в 24 года.

шкала С.Н.Паркинсона и возрастной диапазон различных этапов профессионального пути врача-психиатра, закончившего медицинский вуз и интернатуру по специальности в 24 года

Если в карьере отсутствуют этапы, характерные для карьерного успеха, то этапы 6-8 С.Н.Паркинсон описывает, как пора краха (К), пора зависти (3) и пора смирения (С).

Стратегии поведения личности в профессиональной среде

Стратегии поведения личности в профессиональной среде определяются многими факторами. Назову лишь наиболее значимые среди них. Прежде всего, это личностные особенности специалиста, его самооценка, доминирующие потребности и приоритетные ценности, мотивация к выполнению работы. Важно также отношение к труду в семье, в профессиональном коллективе и в той культуре, где обитает человек. Трудовая этика, принятая в данной культуре, очень часто является определяющей стратегию поведения профессионала.

Ученые института психологии Потсдамского университета Schaarschmidt U. & Fischer A.W. (1996), основываясь на результатах тестирования, по разработанному ими «Опроснику поведения и переживания, связанного с работой», выделили четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде (Т.И.Ронгинская, 2002).

- Тип G (нем. gesund) — наиболее продуктивная стратегия поведения, образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительных эмоций. Такие люди, как правило, здоровы, активны, способны к решению трудных задач. Несмотря на то что они придают работе большое значение, они умеют контролировать собственные энергетические затраты, находят конструктивные стратегии преодоления фрустрирующих ситуаций. Неудачи и поражения рассматриваются ими не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления.

- Тип S (нем. sparsam). Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Такие люди, как правило, экономны, бережливы, со средним уровнем мотивации и невысоким уровнем профессиональных притязаний. Они склонны к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, к экономии энергетических затрат и удовлетворены результатами своего труда Однако такая «экономная» стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках. В длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей. В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационный тренинг).

- Тип А характеризуется экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний (M.Friedman, R.H.Rosenman, 1974).

Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, позволяет отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Сочетание высокой профессиональной активности человека с отсутствием соответствующей эмоциональной и социальной поддержки увеличивает этот риск.

- Тип В (англ. burnout — выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, слабой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Следует заметить, что при низком субъективном значении деятельности наблюдается сходство типов В и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе.

Это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания (Н J Freundenberger, 1974; C.Maslach, 1982).

Типы врачей-психиатров

К.Ясперс писал, что «наше время заставляет врача принимать на себя те функции, которые прежде были прерогативой жрецов и философов, поэтому появилось большое число разнообразных типов врачей. Поведение и действия врача зависят не только от его общей мировоззренческой установки и определяемых этой установкой (пусть даже не осознаваемых) целей, но и от того скрытого давления, которое оказывается на него природой его пациента.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ряд психиатров практикуют разные типы психотерапевтической деятельности.

К.Ясперс выделял следующие типы психиатров.

- Честные, добросовестные врачи, сознательно ограничивающие себя сферой соматической медицины. Благодаря своему разуму они невольно оказывают воспитывающее воздействие, которое тем более эффективно, что не входит в их осознанные намерения.

- Скептики. Всесторонне развитые в научном плане, умеющие не испытывать иллюзий по отношению к действительности, но при этом постоянно сомневающиеся в собственном знании. Эти врачи хорошо умеют давать советы своим пациентам, утешать и учить их, но не проникают вглубь, не преображают.

- Вырожденные. К этому типу относятся верующие глупцы, присяжные сторонники использования во всех случаях одних и тех же необоснованных методов лечения — электричества, гипноза, водолечения, порошков, таблеток. Будучи по-своему сильными, энергичными личностями, они добиваются успехов там, где осязаемый результат можно получить с помощью простейших форм внушения.

- Обманщики. Неискренние по отношению как к себе, так и к больным. В психотерапевтическом общении они стремятся к удовлетворению самых разнообразных потребностей (среди которых жажда власти, эротические позывы, жажда сенсации) — как своих собственных, так и пациентов. Писания, выходящие из-под пера врачей этого типа, характеризуются специфическим тоном и стилем; мы обнаруживаем в них фантастические, эгоцентричные теории, ощущение собственного превосходства, проистекающее из наивно или высокомерно утверждаемого обладания абсолютной истиной, склонность к патетике и преувеличениям, бесконечное повторение одних и тех же наивных аргументов, суждения, облеченные в форму окончательных приговоров, где любое противоречие признается преодоленным.

Юрьева Л.Н.

Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине