Психотерапевтические техники, направленные на профилактику и коррекцию синдрома выгорания

04 Ноября в 20:10 927 0


Коррекция профессиональных коммуникативных навыков

Существует множество методов, направленных на коррекцию коммуникативных навыков персонала, которые подробно освещены в специальной литературе. Остановлюсь лишь на одном из них, не требующем проведения специальных групповых занятий.

Исходя из предпосылки, что одним из проявлений выгорания является нарушение коммуникативной составляющей межличностных отношений, D.Evans & R.Villavisanis (1997) предложили подход к его коррекции, направленный на восстановление или создание соответствующего уровня коммуникаций. Восстановление коммуникаций проходит несколько этапов с участием коллег терапевта.

Первый этап — «социальная интеракция», то есть простое неструктурированное общение во время обеда или пикника, сама обстановка которого ненавязчиво играет роль айс-брейкера.

Второй этап — этап группового обмена. Постепенно фа-силитатор переводит группу в режим структурированной дискуссии, темой которой является синдром выгорания, его признаки и последствия. Работа основана на принципах работы стандартной Т-группы или группы встреч (И Ялом, 2001).

Третий этап — заключительный. На этом этапе возвращаются к неструктурированному общению, во время которого члены группы делятся впечатлениями и завязывают социальные контакты.

Авторы рекомендуют проводить групповые занятия на постоянной основе. Восстановленные или вновь созданные навыки социальной коммуникации становятся основой снижения стрессов и риска выгорания (М.Г. Яковлев).

Супервизия

Супервизионные группы весьма полезны для налаживания рабочих отношений и для лучшего понимания проблем пациентов. Особенно полезно организовать работу таких групп для сотрудников терапевтических бригад, в которых принимают участие специалисты разных профилей и статуса (врачи нескольких специальностей, психологи, медсестры, социальные работники). Участие в таких группах позволяет смягчить или наладить рабочие отношения, понять групповую динамику в данной бригаде специалистов, улучшить свое психологическое понимание проблем при составлении лечебных планов и в ежедневном общении с коллегами.

Во время проведения супервизионных групп на обсуждение могут выноситься как проблемы пациента, так и проблемы персонала.

Обсуждая одного-двух пациентов, персонал выявляет ряд проблем, общих для многих больных, что позволяет обобщить опыт и экстраполировать его на работу с другими пациентами.

Обсуждение проблем персонала, которые возникают при работе с пациентом или коллегами, позволяет выявить механизмы психологической защиты, реакции переноса и контрпереноса и их динамику. Познание персоналом проблем больных и своих собственных психологических защит может привести к применению альтернативных планов ведения пациентов и к уменьшению выгорания.

Балинтовские группы

В Лондоне в середине 50-х годов Михаэль Балинт организовал тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от классических клинических разборов, в этих группах акцент делается не на клиническом анализе статуса пациента, а на особенностях взаимоотношений между врачом и больным (реакции, сложности, неудачи), которые врачи сами выносят на обсуждение группы.

Группа врачей из 8-12 человек встречается несколько раз в месяц на протяжении нескольких лет. Такие встречи занимают, как правило, 1,5-2 часа. Проводят группы опытные психиатры или психологи (1-2 человека), пользующиеся авторитетом у членов группы. Стиль ведения группы — недирективный. В группу не рекомендуют включать участников, находящихся на работе в прямом подчинении.



Балинтовские группы представляют особый вид супервизии, во время которой ведущий группы, используя групповые процессы, выявляет навыки и опыт всех ее членов. Во время встреч могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, тренинг сензитивности, приемы эмпатического слушания и невербальной коммуникации и др.

Участники балинтовских групп проясняют собственные чувства по отношению к больному, стереотипы своего профессионального поведения, препятствующие решению проблем, и «белые пятна», мешающие эффективной коммуникации с пациентами и коллегами. Участие в балинтовских группах способствует позитивной трансформации профессионального «Я», дает ее участникам позитивную оценку своей профессиональной деятельности, позволяет расширить способность группы специалистов лучше понимать проблемы пациентов и принимать решения (Б.В Михайлов, СИ. Табачников, И.С. Витенко, В.В. Чугунов, 2002).

Группы поддержки

Участие персонала в поддерживающих группах способствует пониманию сознательных и бессознательных механизмов, влияющих на способность эффективно работать с пациентами, препятствующих личностному росту и позитивной групповой динамике. Участие в таких группах связано с повышенной тревогой, так как работа в ней подразумевает откровенный разговор о чувствах, которые вызывают у участников группы пациенты, коллеги и сами участники.

И психотерапевты, проводящие подобные группы, и персонал, участвующий в них, говорят о том, как тяжело вести и посещать подобные группы, цель которых — развитие чувствительности персонала и повышение личного чувства ответственности, что является ключевым моментом для развития персонала.

Т-группы (группы тренинга)

Участие в Т-группах способствует развитию коммуникативных навыков у персонала, а также улучшает познание сути общения. Это позволяет участникам Т-групп расширить и изменить свои стратегии поведения, более чутко относиться к своим и чужим проблемам, помогает достичь самоидентичности и повысить самооценку.

Кроме того, работа в этих группах позволяет врачу научиться идентифицировать и выражать свои чувства, особенно чувство страха, которое, чаще всего не осознается.

Результатом участия персонала в этих группах становится личностный рост и развитие чувства собственного достоинства, возможность понять, как групповая динамика влияет на участников группы, понять влияния персонала на пациентов и на коллег. Кроме того, занятия помогут развитию способности врача эмпатически идентифицироваться с пациентами Посещение Т-групп во многих психиатрических учреждениях Англии и США считается обязательным для психиатров, проходящих ординатуру (J.Hook, 2001).

Дебрифинг

Данный метод получил широкое распространение за рубежом в правоохранительных органах. После травматического события (погоня, стрельба, смерть) проводится обсуждение каждого случая. Основная цель дебрифинга — купировать чувство вины, неадекватные реакции на случившееся у участников событий, что позволяет им эффективно продолжать свою работу (G.A. Roberts, 1997; J.S. Felton, 1998).

Для профилактики выгорания у медицинских работников также целесообразно проведение дебрифинга после каждого травматического события (например, смерть больного или совершение суицида пациентом). Во время дебрифинга все участники могут выразить свои мысли, чувства и ассоциации.

Кроме того, необходимо обучение специалистов особым технологиям общения с «трудными больными» и их родственниками (умирающий больной, сообщение диагноза фатальных заболеваний, плохих новостей и т.п.).

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине