Механизмы психологической защиты при синдроме выгорания

04 Ноября в 18:58 1240 0


Несмотря на то что механизмы психологической защиты изучаются у пациентов со времен З.Фрейда, специфика формирования этих механизмов у медицинских работников психиатрических служб все еще остается малоизученной областью психологии и психиатрии.

Игнорирование монотонных, навязчивых, ипохондрических жалоб психически больных и бессердечное их отвержение, неприятие пациентов с тяжелыми, трудно курабельными психическими расстройствами, желание побыстрее выписать или перевести в другое отделение агрессивных и дефектных вольных, сведение до минимума времени общения с ними - что это: профессиональная халатность и безразличие или психологическая защита?

На этот вопрос попытались ответить английские психиатры Rumgay J. & Munro Е. (2001), которые изучили отчеты по расследованию убийств, совершенных психически больными, и их связь с профессиональными поведенческими стратегиями медицинского персонала. Интересно, что статья, в которой были проанализированы эти случаи, называется: «В клетке со львами: механизмы психологической защиты у специалистов, оказывающих помощь пациентам, склонным к опасным действиям». Название статьи было продиктовано показанным по телевидению сюжетом, который потряс все население Британии: в Лондонском зоопарке молодой человек забрался в вольер со львами и был изувечен. Оказалось, что он страдал психическим заболеванием и не получал должной психиатрической помощи в связи с уклонением персонала от выполнения профессиональных обязанностей.

В ходе контент-анализа 40 отчетов, опубликованных в 1988-1997 годах, авторы статьи сравнивали типы профессионального реагирования на проблемы психически больных, совершивших затем убийства, с механизмами психологической защиты от страдания, связанного с сочувствием и сопереживанием, которые присущи всем людям.

Дело в том, что в классических психологических исследованиях была доказана способность человека изменять характер мышления с тем, чтобы сделать тревожащую реальность более удобной и спокойной для себя (L.Festinger, 1957; J.M.Nuttin, 1975; G.R.Semin and A.S.R. Man-stead, 1983).

Основываясь на этих данных, M.J. Lerner (1980) выделил механизмы психологической защиты, используемые людьми для того, чтобы уберечь себя от осознания страданий другого человека и осознания ограниченности своих возможностей в оказании ему помощи. Медицинские работники практически ежедневно переживают подобные фрустрирующие ситуации.

Основываясь на данных М. J. Lerner (1980), авторы статьи «В клетке со львами: механизмы психологической защиты у специалистов, оказывающих помощь пациентам, склонным к опасным действиям», пришли к выводу, что в тех случаях, когда специалисты бессильны облегчить страдания больных, они отходят от правил профессиональной этики, используя разнообразные механизмы психологической защиты. Кроме того, большинство случаев «халатности» специалистов они расценили как проявление эмпатического дистресса, возникшего из-за повышенной чувствительности к страданиям и несчастьям пациентов и из-за невозможности оказывать им эффективную помощь.

Такие варианты психологической защиты могут быть расценены также и как поведенческие стратегии медицинского персонала с синдромом выгорания.

Концепция защитных механизмов эго была сформулирована З.Фрейдом, который дал подробное описание основных защитных стратегий человека. Несмотря на их многообразие, психологические механизмы защиты имеют ряд общих характеристик: они не осознаются человеком, искажают реальность, являются средством самообмана и направлены на разрешение конфликтных ситуаций и уменьшение реалистической, невротической и моральной тревоги. Чаще всего люди используют не один, а несколько механизмов защиты. Классические механизмы психологической защиты описаны во многих учебниках по психологии и психиатрии, поэтому я остановлюсь только на описании специфики защитных механизмов при синдроме выгорания.

Основываясь на данных литературы и результатах собственных исследований, нами выделен ряд механизмов психологической защиты и поведенческих стратегий медицинского персонала, направленных на совладание с ролевой деформацией и выгоранием (S.Freud, 1958; С. Handy, 1976; М. J. Lerner, 1980; R.P.Martin, М Curtis, 1981; G.R.Semin and A.S.R. Manstead, 1983; G. Thornicroft & M. Tansella, 1999):


Избегание

Это самый простой способ, с помощью которого медицинский персонал может исключить или свести до минимума собственные эмоциональные переживания по поводу боли, страданий и многочисленных проблем пациентов. Наиболее типичным примером избегающего поведения является психологическое отстранение через создание физической дистанции. Врач сидит или стоит немного дальше от пациента, чем обычно, реже смотрит ему в глаза, придерживает дверь за ручку, давая понять, что беседа краткосрочна. Разговор носит формальный характер, ответы — стандартны. Такой стиль общения с пациентами требует затраты гораздо меньших личностных ресурсов.

Рационализация

Этот механизм психологической защиты наиболее часто используется для того, чтобы уменьшить тревогу и ликвидировать чувства виновности, а также восстановить профессиональную самооценку. С помощью этого механизма обеспечивается рациональное объяснение поведения и поступков, приведших к конфликтам и проблемам с пациентами и коллегами. При этом истинные мотивы этих поступков остаются неосознаваемыми, так как находятся в бессознательной сфере.

Отрицание или уход от страданий

С помощью этого защитного механизма сознательно непереносимые мысли, факты, поступки отрицаются путем бессознательного отказа от них. При этом, травмирующие человека реальные события трансформируются в его сознании таким образом, что они перестают вызывать у него болезненные переживания и снижение личностной и профессиональной самооценки.

Поведенческие стратегии при этом механизме защиты чаще всего выражаются в виде отказа признать свои очевидные ошибки или в виде отрицания необходимости профессионально реагировать на проблемы больного, либо оказание ему «виртуальной помощи» (переадресация к другому специалисту или в другое учреждение, заведомо зная, что пациент не получит там помощи и т.п.). Сознательный отказ, отрицание или преднамеренная ложь не являются механизмом психологической защиты.

Оглушение

Этот механизм психологической защиты реализуется через аддиктивные формы поведения (чаще всего алкогользависимые). При употреблении психоактивных веществ устраняются конфликты, страхи, чувство вины и фрустрации, происходит замещение существующей реальности вымышленной. На первых этапах такой механизм психологической защиты позволяет купировать тревогу, напряжение и минимизировать страх перед будущим. Но в дальнейшем этот способ купирования тревоги чреват развитием зависимости от психоактивных веществ с известными соматическими и неврологическими осложнениями.

Реинтерпретация

Посредством этого механизма психологической защиты неосознанно осуществляется реинтерпретация причин, событий, результатов, личностных особенностей пациентов и т.п. Такой механизм позволяет уменьшить тревогу, восстановить веру в справедливость, повысить самооценку и вернуть уверенность в своем профессионализме.

Этот механизм основан на одной из основных закономерностей обыденного восприятия, согласно которому люди склонны объяснять свои успешные, социально одобряемые, этически приемлемые действия «внутренними» факторами (своими способностями, знаниями, нравственными качествами), а неудачи — «внешними» (случайность, неблагоприятная ситуация и т.п.).

Например, психиатры, психотерапевты и психологи-клиницисты свои профессиональные успехи в излечении больных объясняют своей высокой квалификацией и богатым опытом, а неудачи — злокачественным течением болезни, несвоевременным обращением за квалифицированной медицинской помощью, лечением у экстрасенсов, различными внешними помехами и т.п.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине