Медицинский персонал — ключевой ресурс лечебного процесса

04 Ноября в 19:17 1081 0


Чаще всего употребляемым лекарством в медицинской практике является сам врач.
М. Балинт

В последние годы большое внимание уделяется стилю ведения лечебного процесса, который во многом определяет терапевтическую среду в медицинском учреждении и положительные результаты лечения. С одной стороны, профессиональные деформации и синдром выгорания у медицинского персонала являются одним из важных источников формирования деструктивной терапевтической среды, с другой, — доминирующая терапевтическая идеология и среда в медицинском учреждении могут способствовать развитию синдрома выгорания у сотрудников.

В.Д.Вид и Е.И.Лозинская (1998) проанализировали зависимость частоты развития синдрома выгорания от терапевтической идеологии у психотерапевтически и биологически ориентированных врачей-психиатров и психологов. Исследователи пришли к выводу, что особенности лечебной идеологии существенно влияют как на самочувствие врачей, так и на состояние пациентов.

У врачей, использующих не только биологические, но и психотерапевтические методы лечения, синдром выгорания встречался реже, чем у специалистов, которые применяли в лечении только фармакологические средства и не работали с пациентом и членами их семей, используя методы психотерапии и социоте-рапии. Кроме того, длительность ремиссий у пациентов также зависела от лечебной идеологии и была короче при использовании только биологической терапии.

Поэтому применение новых реабилитационных технологий, в которых наряду с традиционным биологическим подходом используются психотерапевтические методы лечения и социальные вмешательства, не только полезно для пациентов, но и способствует личностному и профессиональному росту медицинского персонала.

Качество обслуживания пациентов во многом определяется компетентностью и личностными характеристиками медицинского персонала. Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается при лечении пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, где использование инструментальных технологий в диагностическом и терапевтическом процессах минимально, а ключевым ресурсом лечебного процесса является медицинский персонал. Наряду с клинической компетентностью очень важны личностные качества и установки персонала, которые целесообразно рассматривать еще на стадии профессионального отбора.

Личные качества, желательные и нежелательные для персонала служб психического здоровья

Желательные черты
1. Сильное чувство «Я», способность сохранять душевное равновесие в неопределенности.
2. Отсутствие предубежденности: принимающая и неосуждаю-щая позиция.
3. Терпеливость и ненавязчивость.
4. Практический подход, ориентация на решение проблем.
5. Гибкость.
6. Эмпатия.
7. Оптимизм и способность поддержать.
8. Спокойная твердость.
9. Чувство юмора.
10. Скромность.
11. Умение учитывать обстоятельства.

Нежелательные черты
1. Склонность к спасительным иллюзиям.
2. Постоянное искажение информации.
3. Пессимистические взгляды.
4. Использование клиентов в своих целях.
5. Стремление к чрезмерному контролю над другими и потребность делать за них работу.


6. Подозрительность и склонность обвинять других.

Помимо вышеперечисленных личностных характеристик, для работы в некоторых подразделениях психиатрической службы требуются дополнительные умения и личностные свойства. Например, работа в отделениях для принудительного лечения (Л.Н. Юрьева, 1996).

Перечень профессионально важных качеств для профессии «медицинская сестра отделения со строгим наблюдением»

1. Коммуникативные свойства личности
- Умение донести до собеседника свои мысли и намерения.
- Способность найти нужный тон, соответствующую форму обращения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.
- Умение быстро установить контакт с новыми людьми.
- Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.
- Умение согласовывать свои действия с действиями других людей.
- Умение дать объективную оценку действиям других людей.

2. Наблюдательность
- Способность вести наблюдение за большим количеством переменных исследуемого объекта, а также за большим числом объектов одновременно.
- Умение подмечать самые незначительные изменения в исследуемом объекте.
- Умение отбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы.

3. Аттенционные свойства личности
- Способность долгое время сохранять сосредоточенность, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
- Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий или задач.
- Способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

4. Мнемические свойства личности
- Хорошая память на внешность и поведение человека.
- Способность точно воспроизводить требуемый материал в нужный момент.

5. Эмоциональные свойства личности
- Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
- Уравновешенность, самообладание во время конфликтов.
- Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.

Следует отметить, что при работе с пациентами, страдающими психическими и поведенческими расстройствами, важны не только индивидуальные профессиональные и личностные характеристики медицинского персонала, но и взаимоотношение в системе младший и средний медперсонал—врачи—психолог (психотерапевт)—больной—члены его семьи. Особую значимость для успешного лечения пациентов приобретает характер этого взаимодействия при использовании новой реабилитационной технологии — бригадного принципа построения лечебной деятельности, где наряду с традиционным медицинским подходом используются психологические методы лечения и социальные вмешательства.

Полноценная работа с больным неотделима от адекватной интроспекции самого медицинского персонала. Личностные особенности и качества отдельных членов терапевтической бригады являются действенными факторами терапевтической среды. С одной стороны, бригадный подход способствует социальной интеграции и повышению качества жизни пациентов, а, с другой, — личностному и профессиональному росту членов терапевтической бригады (ТБ) и минимизирует «синдром выгорания».

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине