Лечение панического расстройства

18 Ноября в 8:01 1084 0


Глубокие теоретические и клинические исследования панического расстройства, которые проводятся с начала 1980-х годов, показали, что при комплексном лечении большинство пациентов успешно вылечивались. Однако лечение панического расстройства как многофакторного заболевания представляет определенные трудности не только для врача общего профиля, но и для психотерапевта.

Лечебные методы, которые уже высоко оценены во всем мире, включают в себя как психотерапевтические методы, так и лекарственную терапию, в частности антидепрессантами и анксиолитиками или транквилизаторами. Иногда для лечения ПР применяется лишь медикаментозная терапия. Следует отметить, что частота рецидивов вследствие отмены препарата превышает 50%. Психотропные препараты являются достаточно эффективными для снижения частоты панических атак и тяжести симптомов.

Однако они мало эффективны для уменьшения вероятности развития тревожного ожидания приступа. Поэтому идеальным лечебным подходом при ПР является комплексная терапия, включающая лекарственные средства и психотерапию. Такой целостный подход к терапии ПР соответствует современному пониманию биопсихосоциальной сущности любого заболевания.

Психотерапия

Для лечения ПР используются методики нескольких психотерапевтических направлений. Имеется опыт успешного применения таких специальных методов психотерапии, как когнитивная и поведенческая терапия, психодинамическая терапия (в частности, личностно-ориентированная/реконструктивная/психотерапия, гештальт-терапия, гипнотерапия). Наряду с лекарственной терапией пациента ПР врач-терапевт использует неспецифическую психотерапию или общий психотерапевтический подход.

Общий психотерапевтический подход. Основными элементами общего психотерапевтического подхода являются такие неспецифические лечебные факторы, как положительное принятие в целом личности пациента, понимающее выслушивание, эмпатический контакт врач-больной, повышение мотивации и активного участия пациента в лечении, предоставление необходимой информации, убеждение и внушение.

Эффективность общего психотерапевтического воздействия, являющегося в большей или меньшей степени частью процесса лечения любого заболевания, в значительной мере определяется особенностями взаимоотношений врача и больного. С установления контакта уже при первой встрече врача и больного начинается лечение. Каким образом вызвать необходимое доверие пациента к врачу, веру в лечение? Как создать атмосферу общения, которая способствовала бы активному и ответственному участию пациента в терапии?

Пациент уже при первой встрече с врачом испытывает потребность в определенном характере эмоционального общения. Он, как правило, охвачен переживаниями неуверенности, тревожных опасений в отношении симптомов болезни, подавленности и беспомощности. Ему важно встретить в кабинете врача не только специалиста, но и человека, который поймет его и которому можно рассказать не только о болезни, но и о переживаниях, связанных с жизненной ситуацией. Пациент нередко ищет у врача не только медицинской помощи, но и душевной опоры, своеобразного дружеского отношения.

Взаимопонимание между врачом и больным, необходимое для оптимального контакта, достигается обоюдным влиянием вербальных и невербальных средств коммуникации. Невербальное поведение врача (мимика, жесты, интонации голоса) иногда оказывают на пациента большее влияние, чем его слова. В то время как врач изучает пациента, тот изучает его. Для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как дистанция в пространстве между ними.

Степень контакта взглядом, направленность корпуса тела и т. п. При «теплом», эмпатическом (сопереживающем) отношении врача к пациенту можно видеть короткую дистанцию между ними, прямой контакт взглядом и улыбку врача, обращенность позы к пациенту, свободное и ненапряженное положение рук, доброжелательные и уверенные интонации голоса и т. п. Сдержанному, эмоционально-нейтральному, а иногда и «холодному» отношению врача к пациенту соответствуют направленность взгляда в сторону (нередко врач не поднимает глаз от записи в историю болезни), отсутствие улыбки, обращенность позы в сторону от пациента, скованность в положении тела и рук и т. п. Аналогичные признаки невербального поведения проявляются и у пациента при его положительном или отрицательном отношении к врачу.

После установления контакта между врачом и больным процесс общения приводит к развитию определенных типов взаимоотношений, которые устойчиво сохраняются в ходе терапии. Обычно пациенты имеют различные ориентации на такие стили поведения врача в контакте, как руководство или равноправное сотрудничество. Руководство как выражение власти авторитета специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений врач-больной, в системе взаимоотношений которой основное значение придается влияниям, идущим от врача к пациенту. Эти больные воспринимают врача как активную, доминирующую силу и ориентируются на подчинение по типу «врач знает все, пациент — ничего».



Врач при этом применяет формы психотерапевтического воздействия, содержащие успокоение, вселение надежды, советы, рекомендации и внушение. Равноправное сотрудничество или партнерство является другой формой контакта врач-больной. С первых же встреч врач стремится развить'у пациента максимально возможную активность и ответственность в лечебном процессе. Эмпатический (сопереживающий) подход врача проявляется в его способности чувствовать эмоциональное состояние больного. При лечении пациента ПР в начале терапии врач занимает позицию руководства с эмпатическим отношением , так как пациент ожидает уверенного, заботливого, понимающего отношения к нему.

Такое отношение позволяет пациенту неосознанно воспринять такое поведение врача, отождествиться с ним в спокойствии, душевной силе и уверенности в избавлении от болезни. Однако в ходе терапии врач преобразует этот стиль взаимоотношений с пациентом в равноправное сотрудничество при развитии активности, самостоятельности и ответственности за позитивные перемены в процессе преодоления тревожного расстройства.

Важным элементом психотерапевтических воздействий является предоставление необходимой и понятной для пациента информации, разъясняющей имеющиеся у него вопросы, сомнения и неясности относительно болезни и лечения.

Следует осторожно использовать в беседе с пациентом специальные медицинские термины, проверяя при этом, как он их понимает. Полезным может быть изложение простым и ясным языком сути влияния эмоциональных состояний на физиолого-биохимические структуры организма. Это просвещение больного способствует повышению его веры во врача как авторитетного специалиста. Кроме того, само по себе уверенное и подробное объяснение успокаивает пациента.

Исследования показали, что больные хотели знать все о своей болезни и лечении и полагали, что информация будет полезной. Однако врачи недооценивали желание пациентов получить информацию и по сравнению с группами исследованных больных недооценивали клиническую пользу от предоставления информации. В 65% интервью врачи недооценивали желание своих больных получать информацию. Исследование показало, что врачи тратили очень мало времени на предоставление информации своим больным — в среднем, не более 1 минуты за 20-минутный прием.

Такой инструмент психотерапевтического воздействия врача-терапевта, как разъяснение, позволяет понять пациенту сущность панических атак, причин их возникновения с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, не осознаваемых больным и не включаемых во «внутреннюю картину болезни». В результате этого у пациента формируется более ясная, определенная внутренняя картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая пациенту возможность более активно самому контролировать болезнь.

Другими полезными психотерапевтическими воздействиями, которыми пользуется врач-терапевт при лечении пациента с ПР являются убеждение и внушение. После разъяснения пациенту сущности развития и проявлений симптомов панической атаки, обсуждения анализов и всех данных обследования врач приступает к коррекции неадекватного восприятия болезни с помощью убеждения.

Убеждение должно сопровождаться эмоциональным воздействием, чтобы происходила коррекция не только мыслей, но и эмоций пациента относительно своего отношения к болезни и лечению. Убеждение способствует выработке активного и ответственного отношения пациента к преодолению тревожного поведения, повышению веры в методы лечения и возможность полного выздоровления. Иногда врач применяет убеждение в виде советов и рекомендаций, внося тем самым элемент внушения. Внушение широко используется во всех видах терапии как опосредующее, потенцирующее средство при различных лечебных мероприятиях (лекарственная терапия, физиотерапевтические методы и т. д.).

Тревожный пациент порой нуждается в повторении внушающим тоном обычных и уже известных ему фраз, успокаивающих фраз. В последующем на основе самовнушения пациент повторяет эти фразы, повышая свой контроль и совладание с тревогой.

В.А.Ташлыков, Д.В.Ковпак
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине