Кризисы профессионального становления личности

04 Ноября в 6:43 3458 0


Кризисы профессионального становления личности не только обусловлены спецификой профессиональной деятельности, они также тесно связаны с психосоциальным индивидуальным развитием, каждый период которого также сопровождается кризисом. Психосоциальный кризис может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson, 1968).

Основываясь на концепциях психосоциального развития и профессионального становления личности, а также на данных собственного исследования, автором были выделены этапы профессионального становления, на каждом из которых возможны кризисы, обусловленные профессиональной деятельностью.

Этап формирования профессиональных намерений

Эта стадия соответствует подростковому периоду (12-18 лет) и совпадает с пятой стадией психосоциального развития по Э.Эриксону. Он выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в проблеме выбора карьеры и выборе референтной группы.

К 14-15 годам у молодых людей формируются определенные знания и представления о профессиях. Изменяется учебная мотивация в зависимости от первичного выбора поля деятельности (напр., медицина, точные или гуманитарные науки).

В 16-17 лет на этапе завершения школьного образования возможен первый кризис профессионального становления. Ядром кризиса является необходимость выбора конкретного профессионального поля деятельности и проблемы, связанные с продолжением учебы.

Как правило, выбирается только поле деятельности (например, медицина), реже — конкретная профессия (напр., психиатр, хирург, педиатр).

А.П.Василькова приводит следующие мотивы выбора медицинской профессии:
- желание лечить людей;
- желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей;
- возможность заботиться о здоровье своих близких;
- престиж профессии и семейные традиции;
- желание решать научные медицинские проблемы;
- возможность заботиться о своем здоровье;
- возможность оказывать влияние на других людей;
- доступность медикаментов;
- материальная заинтересованность.

Этап базового профессионального образования

Этот этап соответствует шестой стадии (стадия ранней зрелости) психосоциального развития по Э.Эриксону и возрастному диапазону от 19 до 25 лет. Молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Доминирующей потребностью становится потребность в принадлежности и любви (А.Маслоу).

В этот период особую важность приобретают групповая принадлежность, дружба, уважение и признание сверстников, поиск близких по духу людей, сексуальная близость и любовь. Главная проблема, которая может возникнуть в этот возрастной период, — поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.

На этом этапе студент медицинского вуза получает общемедицинское образование, более подробно знакомится со спецификой медицинских дисциплин и делает свой профессиональный выбор. В первый год обучения часто возникает разочарование в избранной профессии и падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора, который, как правило, отчетливо проявляется в первый год профессионального обучения, когда студенты-медики вместо ожидаемого сценария обучения медицине (изучение клиники различных заболеваний, общение с больными, присутствие на операциях и т п.) изучают неклинические дисциплины.



Как правило, этот кризис преодолевается путем осознания необходимости освоить материал таких дисциплин и сменой мотивации. В этот период возможно снижение уровня интереса к медицине либо коррекция профессионального выбора, которая иногда завершается тем, что студент оставляет вуз.

Н.В.Гавенко (2003) исследовала в динамике 662 студентов Харьковского медицинского университета, обучающихся на I, II и III курсах. Единичные симптомы психической дезадаптации в виде незначительных эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, а также вегетативной дисфункции были выявлены у 54,8% студентов I курса, у 36,3% — II курса и у 63,3% третьекурсников.

Клинически очерченные формы психической дезадаптации в виде расстройств адаптации и соматоформных расстройств были диагностированы у 7,2% студентов I курса, у 8,2% — II курса и у 3,8% третьекурсников. С явлениями дезадаптации в наибольшей степени коррелировали такие факторы, как употребление алкоголя, курение, нарушение режима сна, гиподинамия, занятость в институте по 8—10 часов, длительная подготовка к занятиям дома и травмы головы. Причем наибольшая вероятность дезадаптации отмечалась у холостых (незамужних) студентов, проживающих дома, поступивших в вуз сразу после школы, то есть у тех, кто впервые столкнулся с новыми условиями обучения и межличностного общения.

На III курсе начинается изучение клинических дисциплин, и студент-медик ежедневно сталкивается с человеческой болью и страданием. Начинается новый психологический этап его профессионального становления. Анализ психологических характеристик студентов III курса Харьковского медицинского института и сопоставление их с результатами, полученными у третьекурсников факультета иностранных языков и экономического факультета, позволил обозначить следующие психологические особенности студентов-медиков, характерные для этого периода (Р.Б.Брагин, Д.Р.Брагина, 1992; Д.Р.Тахташова, Р.Б.Брагин, 1994):

1) психологический анализ «графиков жизни» по методике Е.И. Головахи и А.А.Кроника (1984) выявил, что предполагаемая продолжительность жизни, которую определили для себя студенты-медики, самая низкая — 83,1 года (у студентов факультета иностранных языков — 87,4, у студентов экономического факультета — 95,3 года), а предполагаемая степень жизненной реализации самая высокая — 30,6% (у студентов факультета иностранных языков — 28,3%, у студентов экономического факультета — 22,7%);

2) график насыщенности жизни, который предусматривают для себя студенты-медики, имеет вид «лихорадочной кривой» с тремя разновысокими вершинами на возрастных отрезках 21-25 лет (9,7 балла по 10-балльной шкале), 36-40 лет (8,4 балла ) и 51-55 лет (7,3 балла). График жизни студентов факультета иностранных языков имеет две вершины на возрастных отрезках 26-30 лет (9,2 балла) и 56-60 лет (4,7 балла), а студентов экономического факультета — всего одну вершину на отрезке 16-20 лет (9,5 балла).

Полученные данные позволяют предположить, что у медиков в течение жизни возможно возникновение множества зон эмоционально-биологического напряжения, в отличие от студентов факультета иностранных языков (у которых конфликтная зона проецируется только на начало и на завершение трудовой деятельности) и экономистов, которые вообще не предполагают особо выделяющихся этапов жизненного напряжения.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине