Коррекция и профилактика профессионального выгорания

04 Ноября в 19:53 3709 0


Нас много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами.
С Grainger, 1994

Предлагаемые подходы к профилактике синдрома выгорания основаны на собственном четырехлетнем опыте проведения образовательных и коррекционных программ в четырех областях Украины.

Целью этих программ была профилактика синдрома выгорания среди врачей-психиатров, психотерапевтов, наркологов, семейных врачей, а также врачей других специальностей.

С синдромом выгорания может столкнуться каждый профессионал, работающий в медицине. Поэтому медицинские работники должны не только знать об этом, но и понимать свои аффективные и когнитивные переживания, а также владеть навыками оказания самопомощи. Такой подход подразумевает, прежде всего, осведомленность медицинских работников о том, что такая проблема существует.

Обязательным является знание признаков синдрома выгорания и этапов его формирования, факторов, санкционирующих и лимитирующих его развитие, ближайших и отдаленных последствий профессиональных деформаций. Эти сведения необходимо сообщать будущему врачу уже на этапе обучения в вузе, чтобы сориентировать его в выборе медицинской профессии с учетом и этого, очень важного аспекта профессионализации. Посему роль образования в первичной профилактике синдрома выгорания чрезвычайно важна.

Образовательные стратегии

Как свидетельствует опыт, наиболее продуктивным периодом проведения первичной профилактики среди врачей является период обучения в вузе, интернатуре (резидентуре) и время обучения на курсах повышения квалификации.
Поэтому внедрение программ обучения по профилактике и коррекции профессионального выгорания должно стать важным элементом программ додипломного и последипломного образования.

Период обучения в вузе

Студентов необходимо готовить к реальной врачебной деятельности с ее неизбежными фрустрациями, разочарованиями, рутинизацией работы, чтобы в дальнейшем избежать «шока реальностью». Будущие специалисты должны получить информацию об источниках эмоционального стресса при работе с больными людьми и о риске возникновения выгорания. По сути, первичная профилактика синдрома выгорания должна начинаться уже во время обучения в вузе и включать два основных направления: информационное и обучающее.

1. Информационное направление. При изучении различных клинических дисциплин целесообразно дать студентам информацию о требованиях к физическому и психологическому состоянию, которые необходимы для успешной работы в той и или иной области медицины, а также о факторах риска развития выгорания и его профилактике при работе по специальностям из этой области.

Например, для работы хирургом, реаниматологом, психиатром или педиатром, помимо ряда общих характеристик личности, необходим ряд специфических особенностей не только психологического, но и физического статуса. И здоровый образ жизни, в самом широком смысле этого понятия, станет неотъемлемой частью профессионального мышления студента-медика.

2. Обучающее направление. На этапе додипломного образования целесообразно обучение студентов базовым навыкам профессиональной коммуникации и хотя бы минимальным — психологической защиты. Эти навыки, по сути, отрабатываются на каждой клинической кафедре. Просто необходимо обратить внимание студентов на значимость данных коммуникаций не только для пациентов, но и для персонала. На цикле по медицинской психологии и психиатрии знания о психологии взаимоотношений в системе «врач-сестра-больной» должны быть расширены.

Таким образом, заканчивая медицинский вуз, врач уже будет иметь базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, а также первичные навыки самопомощи.

Период последипломного образования (на модели психиатрии)

Период последипломного образования включает в себя этап обучения в интернатуре (резидентуре) и этапы прохождения курсов повышения квалификации. В настоящее время в Украине продолжительность обучения в интернатуре по специальности «психиатрия» — 10 месяцев. Обучение включает очную (5 месяцев) и заочную (5 месяцев) части. На очной части интернатуры обучение проходит на кафедрах последипломного образования, на заочной — в отделениях клинических баз.

Врачи должны обучаться на курсах повышения квалификации 2 раза (по 1 месяцу) в течение 5 лет. Причем один из этих циклов — предаттестационный, а другой — цикл тематического усовершенствования.

Как подтверждает опыт, наиболее реальным и продуктивным периодом для рассмотрения многочисленных проблем профессионального выгорания является время обучения врачей на очной интернатуре и на циклах тематического усовершенствования.

Этап обучения в интернатуре (резидентуре)

Период обучения в интернатуре (резидентуре) — основной этап профессионализации, на котором проблема профессионального выгорания должна быть рассмотрена очень подробно — с учетом специфики избранной специальности.



Оптимальным подходом к обучению молодого специалиста является личностно ориентированная подготовка с акцентом на развитии личности врача и формировании его продуктивных взаимоотношений с пациентами (W.T. Branch, R.A. Arky, В. Woo et al., 1991; W.J. Spitzer & L. Burke, 1993).

На лекциях или/и семинарах целесообразно рассмотреть следующие темы:
1. Влияние профессиональной деятельности на личность врача.
2. Масштаб проблемы профессионального выгорания медицинских работников.
3. Факторы, санкционирующие и лимитирующие развитие профессионального выгорания.
3. Характеристика синдрома выгорания и его признаки.
4. Динамика развития синдрома профессионального выгорания и модель его формирования.
5. Особенности синдрома выгорания у сотрудников психиатрических служб (психиатры, наркологи, психотерапевты, телефонные консультанты, социальные работники, средний и младший медицинский персонал).
6. Особенности терапевтического альянса врача, медицинского персонала и больного в психиатрических службах.
7. Профессиональные кризисы личности врача.
8. Коррекция и профилактика профессионального выгорания.

Помимо лекций, отражающих все многообразие проблемы профессионального выгорания, необходимо проведение тренингов и групповых занятий, на которых интерны будут обучаться
1) техникам контроля собственного времени;
2) коммуникационным навыкам при общении с пациентами;
3) выработке уверенности в себе;
4) техникам релаксации;
5) техникам, направленным на повышение переносимости человеком профессионального стресса (аутогенная тренировка, «прививка от стресса», систематическая десенсибилизация и т.п.);
6) принципам проведения дебрифинга после критической ситуации.

Желательно также провести психологическое обследование интернов. С молодыми докторами, у которых выявлены признаки выгорания, целесообразно провести коррекционные мероприятия.

Этапы обучения на курсах повышения квалификации

Бесспорным преимуществом обучающих мероприятий является повышение не только переносимости человеком профессионального стресса, но и мотивации к личностному росту персонала и его сплоченности, что особенно важно при бригадной форме работы. Кроме того, для проведения образовательных программ требуются относительно небольшие материальные затраты.

Обучающие программы могут осуществляться в различной форме, иметь разную продолжительность и разное содержание. Они могут проводиться для группы специалистов из одной организации или для группы из разных медицинских учреждений. Кроме того, в группу могут быть включены специалисты разных направлений либо представители одной специальности. В каждом конкретном случае в тематике должна быть отражена профессиональная специфика именно этой группы слушателей.

К сожалению, в дальнейшем только те психиатры, которые специализируются в области психотерапии, глубоко изучают свои психологические защиты, анализируют феномены, возникающие при общении с пациентом, периодически участвуют в тренингах, группах личностного роста, то есть профессионально занимаются профилактикой и коррекцией выгорания у себя.

Поэтому прежде всего именно у психиатров, судебных и детских психиатров, а также наркологов необходимо во время циклов тематического усовершенствования (а при возможности и предаттестационных циклов) проводить хотя бы несколько занятий, направленных на ознакомление с проблемой выгорания и методами его профилактики и коррекции.

Перечень общих тем лекций, семинарских и практических занятий приведен выше. Но для врачей с различным стажем работы и из разных возрастных групп есть свои специфические профессиональные проблемы (см. главы 2 и 5), на которые необходимо обратить внимание. Например, риск формирования профессионального выгорания у врача с пятилетним рабочим стажем, которому около 30 лет, существенно отличается от таковых у врача с 25-летним стажем, которому уже около 50 лет.

Диагностика синдрома выгорания и первые этапы коррекции могут быть проведены у врачей-курсантов в период прохождения курсов повышения квалификации (по их желанию). Как доказывает наш опыт, врачи охотно (в некоторых случаях анонимно) тестируются на предмет диагностики синдрома выгорания и получают консультации.
Британская медицинская ассоциация в 1992 году признала необходимым внести изменения в учебные программы, направленные на профилактику выгорания, на всех уровнях профессионального образования (G.A. Roberts, 1997).

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине