Гуманистически ориентированные психологи о труде

04 Ноября в 7:26 500 0


Труд с позиций трансактного анализа

Представители трансакционного анализа утверждают, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого формируется с детства Э.Берн описал три типа жизненных сценариев, которые программируются родителями и определяют судьбу человека: сценарий победителя, сценарий неудачника и сценарий непобедителя. Жизнь человека, по их мнению, состоит из игр — последовательных трансакций, с помощью которых он структурирует свое время и деятельность в трех направлениях материальном, социальном и индивидуальном.

Человек тяжело переносит периоды неструктурированного времени, в которые он либо испытывает скуку, либо переживает тревогу. Необходимость для человека структурирования времени объясняется Э.Берном тремя видами влечений или потребностей: жаждой ощущений, жаждой признания и жаждой структурирования своей жизни.

Работа рассматривается им как игра, в которую играют взрослые люди. Это социальное действие, направленное на структурирование жизни и удовлетворение вышеизложенных потребностей. Выбор поля деятельности и профессиональные успехи во многом определяются жизненными сценариями или антисценариями (Э. Берн, 1988).

Гуманистически ориентированные психологи о труде

Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе.
А. Маслоу, 1987

В отличие от психоаналитиков, считающих труд сублимацией базисных инстинктов, гуманистически ориентированные персонологи видят в труде возможность удовлетворения высших потребностей человека — потребностей самоактуализации и самоуважения. Согласно этой точке зрения выбор профессии также диктуется потребностью самоактуализации Абрахам Маслоу (1908-1970), один из создателей гуманистического направления в теории личности, предложил концепцию иерархии потребностей в мотивации человека (A.N. Maslow, 1954, 1968, 1987).

Схематически эта концепция представлена на рис. 3.1 в виде пирамиды: в ее основании физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для физического выживания человека; на вершине — высшие потребности (потребности самоактуализации и самоуважения), удовлетворение которых мотивирует человека к личностному росту и реализации своего потенциала.

Схематическое представление иерархии потребностей (A.NMaslow)
Рис. 3.1. Схематическое представление иерархии потребностей (A.NMaslow)

Согласно исследованиям A.N.Maslow (1987), средний человек удовлетворяет свои физиологические потребности в 85% случаев, потребности безопасности и защиты — в 70%, потребности принадлежности и любви — в 50%, потребности самоуважения и уважения другими — в 40% и потребности самоактуализации — в 10% случаев.

Работа позволяет удовлетворить потребности самоуважения, уважения другими и самоактуализации. Хотя, мне думается, говоря о проблемах, связанных с феноменом самоуважения, очень важны те чувства и эмоции, которые переживает человек, выполняя свою работу, его самооценка и уровень притязаний. У.Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в знаменателе — притязания.
  
Самоуважение  =    успех / притязания

A.N.Maslow (1987) считал, что потребности уважения достигают максимума и перестают расти в зрелости. Затем их интенсивность уменьшается. Это связано с тем, что зрелые взрослые люди более реалистично оценивают свою значимость и переоценивают ряд жизненных ценностей (например, ценность карьерного успеха снижается, ценность здоровья растет). Кроме того, большинство зрелых людей уже имели опыт уважения и признания заслуг, что побуждает их двигаться дальше к вершине пирамиды — к потребностям самоактуализации.

А.Маслоу считает, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.

Что же такое истинная самоактуализация? A.N.Maslow (1987) охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, используя свои таланты, способности, личностный потенциал. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».



Формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. А.Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присущую всем людям и считал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей. Однако в процессе социальной жизни (получение образования, работа и т.п.) люди теряют такое качество, адаптируясь к требованиям общества, коллектива, семьи. Это обусловлено и тем, что в молодости актуальны потребности безопасности, принадлежности к референтной группе, любви. И только в зрелости «голос Несбывшегося» вновь зовет нас.

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькнувшие черты?

Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня» (А.Грин, 1989).

Работая, человек не всегда полностью реализует свои таланты и способности, то есть свой личностный потенциал.

Иногда он всю жизнь добросовестно выполняет работу, которая не соответствует его призванию.

Как правило, для актуализации высших потребностей необходимо, чтобы потребности более низкого уровня хотя бы частично были удовлетворены. Последовательное расположение основных нужд в иерархии потребностей — главный принцип, лежащий в основе организации мотивации человека. Но в некоторых случаях люди создают свою собственную иерархию потребностей. Часто это неординарные, творческие личности, для которых дело, которым они занимаются, и реализация своего личностного потенциала намного важнее, чем безопасность и физиологические потребности. Они могут работать и творить, испытывая нужду, голод и социальную изоляцию.

Ярким примером является биография Виктора Франкла, создателя логотерапии, всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапевта. К началу Второй мировой войны он уже был доктором медицины, работал в клинической психиатрии, изучал психоанализ и подготовил рукопись своей первой книги «Врачевание души».

Ему было 37 лет, когда в 1942 году он попал в нацистский концентрационный лагерь Освенцим. Рукопись своей первой книги ему удалось сохранить, пройдя через ужасы концентрационных лагерей, и издать уже после войны. Ежедневно, находясь на пороге смерти, он анализировал свое поведение и психологию узников, размышлял над экзистенциальными проблемами человека, над смыслом жизни, страдания и смерти Эти размышления легли в основу созданной им (точнее — выстраданной) логотерапии, которая уже многие десятилетия помогает людям решать проблемы, связанные с утратой смысла жизни.

После освобождения из концентрационного лагеря в 1945 году, В. Франкл описывает свой опыт и издает работы по экзистенциальному анализу и логотерапии. Этот период его жизни отмечен всплеском творческой активности.

Достаточно сказать, что с 1946-го по 1950 год он пишет и издает девять книг, которые задумал в концентрационных лагерях.

«Я вспоминаю, — писал он, — как однажды утром я шагал из лагеря на работу и чувствовал, что уже больше не в состоянии выносить голод, холод и боль в моих вздувшихся от голода и по этой причине засунутых в открытые ботинки, подмороженных и нарывающих ногах. Моя ситуация представлялась мне безотрадной и безнадежной. Тогда я представил себе, что я стою на кафедре в большом, красивом, теплом и светлом конференц-зале, собираюсь выступить перед заинтересованными слушателями с докладом под названием «Психотерапия в концентрационном лагере» и рассказываю как раз о том, что я в данный момент переживаю.

С помощью этого приема мне удалось как-то подняться над ситуацией, над настоящим и над страданиями и увидеть их так, как будто они уже в прошлом, а я сам, со всеми моими страданиями, представляю собой объект научно-психологического исследования, которое я же и предпринимаю».

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине