Факторы, определяющие профессиональный успех

04 Ноября в 7:00 3047 0


Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволил выделить следующие факторы, определяющие карьерный успех (Л.А.Ясюкова, 1990; И.В.Сафонова, 1999; М.В.Клищевская, 1999, 2002):
- индивидуально-личностные особенности специалиста;
- профессиональная компетентность и постоянное стремление к повышению квалификации;
- коммуникабельность, эффективное межличностное взаимодействие и умение (в том числе психологически) влиять на других людей;
- антиципация, то есть умение прогнозировать развитие ситуаций и предвидеть их отдаленные последствия;
- высокий уровень стрессоустойчивости и саморегуляции;
- целеустремленность, деловая активность и умение принимать нестандартные решения (в некоторых случаях даже авантюрные);
- адекватная (или несколько завышенная) самооценка и уровень притязаний.

Характеристики успешно работающих врачей

В психологии существует понятие «идеальный» и «реальный» врач и пациент К важным характеристикам и особенностям врача относят его характерологические и личностные особенности, стиль межличностного взаимоотношения с пациентами и персоналом отделения, половозрастные характеристики и квалифицированность.

Социо-демографические характеристики «идеального врача»

На процесс взаимоотношений врача и больного влияет множество социо-демографических факторов, среди которых наиболее значимы следующие (Ж.Лакан, 1984; В.Д.Менделевич, 1998; Л.Н.Юрьева, 2002):
- Пол. Например, в урологической, кожно-венерологической, сексологической, проктологической практике пациент предпочитает врача одного с ним пола. В психотерапевтической и акушерско-гинекологической практике женщины предпочитают, как правило, специалистов-мужчин. «Идеальным» хирургом пациенты считают мужчину, а «идеальным» терапевтом и педиатром — женщину.

- Возраст. Ориентация на возраст врача обусловлена, прежде всего, возрастом самого пациента. Молодые пациенты, как правило, не придают особого значения этому фактору. Более значим этот параметр для пациентов старшего возраста, которые отдают предпочтение медикам с большим стажем и опытом работы. Особенно в тех медицинских профессиях, где от врача требуются умение вести неторопливую, обстоятельную беседу и обширный запас знаний и умений (например, психиатрия, наркология и психотерапия).

- Национальность (раса). Для советских докторов и пациентов этот признак не играл существенной роли, так как их ментальности во многом совпадали. После распада СССР и образования независимых государств, в которых появилась многочисленная группа людей иной культуры, национальности, вероисповедания, ситуация изменилась. В настоящее время отмечается тенденция к выбору пациентом врача собственной или родственной национальности, особенно в тех отраслях медицины, где требуются глубокие и продолжительные межличностные контакты. К таким специальностям относятся прежде всего психиатрия, психотерапия, наркология.

- Вероисповедание. Важный параметр для многих верующих людей. Во многих странах со стабильной религиозной культурой имеются больницы, где врачи и пациенты принадлежат к одной конфессии. В некоторых религиях считается недопустимым обращение за медицинской помощью к врачу иного вероисповедания. Этот запрет особенно суров в отношении женщин-мусульманок.

- Сексуальная ориентация. Это новая проблема для отечественных докторов, которая с годами становится актуальной, особенно в сфере профессий, ориентированных на терапию пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. В этой сфере особенно важен межличностный контакт врача и пациента. Подавляющее количество пациентов-гетеросексуалов «идеальным врачом» считают доктора такой же сексуальной ориентации и безоговорочно предпочтут его. Для пациентов с гомосексуальной ориентацией сексуальные предпочтения врача не имеют особого значения.

Пациент считает «идеальным врачом» профессионала одного с ним пола, сексуальной ориентации и более старшего по возрасту.

Личностные особенности успешно работающих врачей

Анализируя личностные характеристики успешно работающих врачей, М.В.Клищевская (1999) выделила ряд индивидуально-личностных особенностей, необходимых для высокопрофессиональной деятельности врачей:
- умение устанавливать контакт с людьми;
- умение контролировать свои чувства и эмоции;
- решительность, оптимизм, осмотрительность, активность, уверенность в себе;
- высокие морально-этические стандарты в отношении пациентов и окружающих (амбивалентный уровень экстраверсии по Г. Айзенку);
- низкая конфликтность и адекватные эмоциональные проявления;
- низкий уровень агрессивности и враждебности, отсутствие асоциальных тенденций;
- низкий уровень тревожности, хладнокровие, умение быстро принимать сложные решения (т.е. низкий уровень психотизма и нейротизма по Г. Айзенку);
- ответственность;
- терпимость, профессиональное мужество, умение сопереживать, сочувствовать, стать на позицию другого, желание помочь.

Для успешной работы в психиатрии предпочтительны следующие характеристики личности врача (Mosher & Burti, 1994):
1. Сильное чувство «Я» — способность сохранять душевное равновесие в неопределенности.
2. Отсутствие предубежденности: принимающая и неосуждающая позиция.
3. Терпеливость и ненавязчивость.
4. Практический подход, ориентация на решение проблем.
5. Гибкость.
6. Эмпатия.
7. Оптимизм и способность поддержать.
8. Спокойная твердость.
9. Чувство юмора.
10. Скромность.
11. Умение учитывать обстоятельства.

Пациенты отдают предпочтение врачам со следующими личностными и характерологическими особенностями: уважительность, внимательность, любовь к профессии, доброта, вежливость и душевность. Пациенты с невротическими расстройствами считают «идеальным врачом» доктора с качествами, которые они расположили в следующей последовательности: ум (78%), увлеченность работой (57%), внимательность (56%) и далее — чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора (В.А.Ташлыков, 1984).

К.Ясперс (1997) писал, что «в ряду личностных качеств психиатра существенную роль играют широта интересов, умение время от времени воздерживаться от каких бы то ни было оценочных суждений, способность ровно относиться ко всем людям, абсолютное отсутствие предрассудков (последнее свойство присуще только тем, кто в остальном обладает твердыми, глубоко укорененными ценностями и сильным,зрелым характером), наконец, тепло и естественная доброта, исходящие из глубины души. Ясно, что хороший психиатр — большая редкость, и даже он, как правило, является по-настоящему хорошим психиатром только для относительно немногих людей, которым лучше всего соответствует по своим качествам».

Стиль межличностного взаимоотношения с коллегами и пациентами

Еще Мартин Лютер (1483-1546) сказал, что «должности созданы Богом для добра, а человек обращает их во зло» Поэтому стиль межличностного взаимоотношения с коллегами и пациентами на протяжении уже многих веков регламентируется этическими кодексами. В приложении вниманию читателей предложены некоторые из них.

Естественно, что основа всех этих документов — клятва врачей добросовестно исполнять свой профессиональный долг. Но особый интерес представляет тот факт, что акценты и этические приоритеты расставлены в этих документах по-разному — в зависимости от эпохи и страны.

В «Клятве Гиппократа» первый пункт посвящен учителям, к которым необходимо относиться как к родителям: «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора». Второй пункт посвящен служению больному и третий — самому врачу: «чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». В четвертом пункте указывается на необходимость сохранения врачебной тайны.


В Женевской декларации, которая является современной профессиональной клятвой врачей всего мира (принята Всемирной медицинской ассоциацией) первый пункт клятвы посвящен «службе во благо человека», второй пункт — учителям: «с уважением и благодарностью относиться к моим учителям», третий — выполнению профессионального долга: «добросовестно и достойно исполнять свой профессиональный долг» В этой клятве также прописан стиль межличностного отношения с коллегами «относиться к коллегам, как к братьям и сестрам»

В Международном кодексе медицинской этики, Клятве врача Советского Союза и Клятве врача Украины отсутствует пункт о благодарности и уважении к Учителям. Что касается коллег, то Международный кодекс медицинской этики рекомендует врачу вести себя «по отношению к своим коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему» и «не переманивать» у них пациентов В клятве врача Советского Союза и Клятве врача Украины рекомендуется «никогда не отказывать коллегам в совете и помощи» и быть справедливыми к ним.

При оценке эффективности работы врача стилю его взаимоотношений с коллегами придается большое значение.

Психологи Bennett & Robinson (2000) разработали шкалу, позволяющую оценить поведение коллег, опасное для людей, работающих с ними рядом. Они назвали такой стиль поведения «межличностной девиантностью».

Эта шкала содержит 7 пунктов.
1 Вы когда-нибудь высмеивали кого-нибудь из своих коллег?
2. Говорили ли вы что-нибудь обидное кому-нибудь из своих коллег?
3. Высказывались ли вы по поводу этнической или расовой принадлежности своих коллег, или об их религиозных убеждениях?
4. Позволяли ли вы себе сквернословить в адрес своих коллег?
5. Доводилось ли вам сыграть злую шутку с кем-либо из ваших коллег?
6. Позволяли ли вы себе грубить вашим коллегам?
7. Доводилось ли вам публично оскорблять кого-либо из своих коллег?

Ответившие хотя бы на один из этих вопросов положительно относятся к группе людей, потенциально способных проявить жестокость по отношению к коллегам и персоналу. Таким работникам предлагают помощь психолога-консультанта.

Этические стандарты служат формальной основой для взаимоотношений в диаде «врач-больной». Но эти отношения во многом определяются также стилем межличностных отношений. Стиль межличностного взаимоотношения с пациентами является профессионально значимой характеристикой врача Особенно это значимо для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья, так как многие виды психотерапии основаны исключительно на умении профессионально выстраивать межличностные взаимоотношения с клиентом.

Следует заметить, что коммуникативная компетентность важна не только для врача, но для пациента, так как неумение пациента наладить контакт с врачом, так же как и нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом, приводит к негативным терапевтическим результатам.

Выделяют следующие виды общения (С И.Самыгин, Л.Д.Столяренко, 1997; В.Д.Менделевия, 1998):
1. Контакт масок — это разновидность формального общения, при котором ни врач, ни больной не стремятся (да и не имеют на это времени) к углубленному постижению личностных особенностей собеседника, его тонких душевных переживаний. Это, как правило, краткосрочное общение без перспектив к долгосрочным отношениям (например, наркологические профилактические осмотры, осмотры призывников и т.п.). В беседе используются стандартные наборы вопросов, выражений лица, жестов, то есть привычных масок (вежливости, учтивости, участливости и др.).

2. Примитивное общение — это разновидность манипулятивного общения врача и пациента. В этом случае стратегия поведения врача относительно ведения пациента (или пациента по отношению к врачу) определяется его «нужностью». Если пациент привлекателен для врача (или врач для пациента), то с ним охотно и продуктивно вступают в контакт, если нет — контакты редки и малопродуктивны. Например, если целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.) Инициатором примитивного общения может быть и врач (в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие доктора). Интерес к такому пациенту пропадает после получения желаемого результата.

3. Формально-ролевое общение — вид общения, при котором регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (к примеру, участковый врач на приеме).

4. Деловое общение. При таком стиле общения учитываются личностные и характерологические особенности пациента, его социально-демографические характеристики, настроение Но очень часто врач рассматривает проблемы больного с патерналистических позиций, то есть с позиции собственных знаний и опыта и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником диалога.

5. Духовное межличностное общение. Редко встречающийся стиль общения в системе врач-больной, поскольку диагностическое и лечебное взаимодействие в общемедицинской практике не подразумевает столь близкого контакта. При таком виде общения в беседе может быть затронута любая тема. Чаще всего такой вид общения встречается в психотерапевтической практике, где пациент и терапевт могут поделиться любой интимной информацией друг с другом.

6. Манипулятивное общение. Разновидность более артистично и квалифицированно исполненного (с использованием специальных приемов) примитивного вида общения, при котором поведение направлено на извлечение выгоды от собеседника. В медицине известен способ, названный «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств.

Целью такой манипуляции может быть:
- снижение ожиданий больного от успеха лечения, что позволяет медицинскому работнику избежать ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента;
- демонстрация необходимости дополнительных обследований или вмешательств.

Помимо вышеназванных типов общения, для медицинской практики чрезвычайно важен стиль поведения врача. Крайними вариантами являются авторитарный и демократический стили руководства, между которыми находится множество промежуточных стилей.

Авторитарный стиль руководства (патерналистический, директивный) — это стиль руководства подчиненными либо стиль взаимоотношений с больными и их родственниками, при котором врач единолично принимает все решения и указывает подчиненным или пациентам, что и как они должны делать. При данном стиле взаимоотношений в лечебном учреждении доминирует культура зависимости. Такой стиль оправдан, если работа сопряжена со стрессами и требует как быстроты принятия решений, так и умения эффективно их исполнять. Как правило, в таких ситуациях нет времени для более демократического руководства. Например, врачи скорой помощи, работающие в медицине катастроф, в хирургических специальностях, в анестезиологии и реаниматологии должны немедленно принимать решения и быстро и эффективно их реализовывать.

Демократический стиль руководства — это стиль, для которого характерно информирование о ситуации, совместное принятие решений и партнерский стиль общения как с подчиненными, так и с больными и их родственниками. Такой стиль предпочтителен в медицинских подразделениях, где ургентные ситуации чрезвычайно редки. Психиатрия является той областью медицины, где партнерский стиль общения во многом определяет психотерапевтическую среду в отделении и успех лечения. Кроме того, Закон «О психиатрической помощи» предполагает именно такой стиль взаимоотношения с больным, законодательно закрепив добровольность лечения и консультирования, информированное согласие на применение тех или иных процедур и медикаментов, перечень прав пациента.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине