Динамика религиозного мировоззрения врачей-психиатров восточной украины и ее влияние на их профессиональную деятельность

04 Ноября в 19:08 698 0


Социокультуральные изменения последних десятилетий в Украине и в других постсоветских странах повлекли за собой кардинальные изменения ментальности населения Если в середине 80-х годов подавляющее большинство населения Восточной Украины относили себя к атеистам, то в 1998 году только 32,6% населения Украины отнесли себя к неверующим.

В психиатрии мировоззрение врача и его религиозно-культуральная ориентация во многом определяют его подходы к диагностике, лечению и реабилитации больных с психическими и поведенческими расстройствами. Отношение психиатра к религиозным переживаниям человека часто определяется религиозными убеждениями самого врача. В советский период развития психиатрии проявления религиозной жизни часто трактовались как симптомы психического расстройства. Практически не изучалось соотношение в человеке телесного, душевного и духовного, не проводилась грань между душевными и духовными расстройствами, доминировала биологически ориентированная терапия психических заболеваний.

Анализ динамики религиозных предпочтений психиатров, проведенный автором, выявил, что за 10-летний период (с 1987-го по 1997-й) количество врачей, считающих себя атеистами, уменьшилось в 1,7 раза, психиатров, причисляющих себя к верующим, — возросло почти в три раза, а лиц, считающих себя идущими по пути обретения веры, — увеличилось почти в два раза (рис. 5.6).

Динамика религиозности психиатров Восточной Украины за 10-летний период (1987-1997)
Рис. 5.6. Динамика религиозности психиатров Восточной Украины за 10-летний период (1987-1997)

Анализ динамики структуры религиозного мировоззрения и его связи со стажем работы в психиатрии позволяет констатировать, что изменение религиозной идеологии особенно выражено среди молодых специалистов со стажем работы до 10 лет, среди которых лишь четвертая часть врачей отнесла себя к атеистам, а три четверти позиционировали себя как верующие и идущие по пути обретения веры (табл. 5.14, рис. 5.7).

Таблица 5.14. Динамика религиозности врачей-психиатров в зависимости от стажа работы в психиатрии, %
Динамика религиозности врачей-психиатров в зависимости от стажа работы в психиатрии, %
Динамика структуры религиозного мировоззрения врачей-психиатров в зависимости от стажа работы.
Рис. 5.7.  Динамика структуры религиозного мировоззрения врачей-психиатров в зависимости от стажа работы.

В наименьшей степени изменения духовной ориентации коснулись врачей более старшей возрастной группы, имеющих стаж работы свыше 20 лет.

Среди причин, вызвавших изменения в религиозном мировоззрении, врачи выделили следующие:
- анализ событий, происходящих в жизни общества и своей жизни — 50% респондентов;
- обретение новых знаний — 22,8%;
- чтение специальной литературы — 10,3%;
- потеря значимых близких — 5,9%;
- влияние верующих людей — 3,7%;
- собственные болезни — 2,2%;
- несчастные случаи, клиническая смерть, другое — менее 2%.

Об изменении атеистических представлений свидетельствуют и результаты анализа ответов на вопрос о сущности смерти. Обращает на себя внимание тот факт, что только 39% всех респондентов считают смерть концом физического и духовного существования человека, 20% психиатров в той или иной мере признают бытие души после смерти, причем 8% верят в реинкарнацию, а около 40% «не готовы отвечать» на этот вопрос, аргументируя «недостатком знаний» и «сомнениями». Среди докторов в возрасте от 25 до 30 лет часто имеет место расширение диапазона мировоззренческих позиций в сторону восточных культур. В этой возрастной группе около 12% респондентов верят в реинкарнацию.



Сопоставление полученных данных с аналогичными в популяции позволило констатировать, что в периоды стремительных социально-экономических преобразований изменения менталитета (и, в частности, духовной ориентации) в среде психиатров аналогичны таковым в общей популяции населения. Изменения религиозной ориентации в субкультуре врачей-психиатров коррелирует с возрастом, полом и стажем работы по специальности и наиболее выражено у специалистов со стажем работы до 10 лет.

Изменения религиозного мировоззрения специалистов повлекло за собой ряд изменений в их профессиональной деятельности. При анализе данных анонимного анкетирования, неструктурированного интервью и фокус-групп выяснилось, что среди психиатров, относящих себя к верующим или находящихся на пути обретения веры, преобладали специалисты, неудовлетворенные результатами традиционного лечения пациентов и использующие в лечебно-реабилитационном процессе нетрадиционные для классической психиатрии знания и методы: программу духовного развития «12 шагов», элементы рериховского учения, су-джок-терапию, биоэнергетику и другие методы лечения.

Многие из них разделяли точку зрения К.Г.Юнга о позитивном влиянии религиозного, духовного и мистического опыта на личностный рост и коррекцию некоторых психических и поведенческих расстройств и рекомендовали своим пациентам обратиться к религии. Наиболее эффективно взаимодействие психиатрии, психотерапии и теологии в лечении и профилактике аддиктивных, невротических, аффективных и связанных со стрессом расстройствах, а также с лицами, совершившими суицидальные попытки, и пациентами, страдающими фатальными заболеваниями (рак, СПИД и т.п.).

Врачи отмечали, что изменение их духовной ориентации не только повлекло за собой пересмотр подходов к диагностике, терапии и реабилитации пациентов, но и помогло откорректировать часть собственных проблем.

При анализе частоты встречаемости и степени выраженности синдрома выгорания у врачей-психиатров не отмечено достоверных корреляций с религиозным мировоззрением. Однако выявлено, что у докторов-мужчин в 3,2% уход в религию и в 1,6% мистически ориентированные занятия лучше всего купируют тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Для женщин-психиатров такой способ купирования тревоги (в том числе социальной) не характерен. Выявлено также, что вышеназванные способы купирования тревоги характерны для специалистов со стажем работы до 10 лет.

Необходимо отметить, что изменения религиозного мировоззрения в последнее десятилетие характерны как для популяции украинского населения в целом, так и для лиц с психическими и поведенческими расстройствами, которые предпочитают нетрадиционные методы лечения (часто у шарлатанов, позиционирующих себя как «знахари», «экстрасенсы», «ясновидящие»).

Полученные данные подтверждают необходимость разработки новых, духовно ориентированных реабилитационных программ для лиц с психическими и поведенческими расстройствами. Кроме того, целесообразно введение в образовательные программы для последипломного образования врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов раздела «теология и психиатрия», в котором будут изложены основы духовно-ориентированного подхода к лечению, реабилитации и профилактике психических и поведенческих расстройств.

В заключение хочу подчеркнуть, что психиатрия — одна из немногих отраслей медицины, в которой принадлежность врача к той или иной школе, его мировоззрение, вероисповедание, морально-этические принципы и личностные особенности во многом определяют его подходы к диагностике, лечению и реабилитации пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. Кроме того, образ мышления и личностные характеристики врача-психиатра играют решающую роль при переходе от патерналистски ориентированной психиатрии с преобладающими жестко иерархическими взаимоотношениями к современной психиатрии, основанной на правовом и терапевтическом альянсе, при котором в диаде «врач-больной» доминируют партнерско-личностные взаимоотношения.

Полученные результаты, характеризующие ментальность и психоэмоциональное состояние врачей-психиатров, свидетельствуют о необходимости целенаправленного профессионального отбора специалистов этого профиля и целесообразности создания профилактических и коррекционных программ для лиц, работающих в психиатрических службах.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине