Динамика развития синдрома профессионального выгорания и модель его формирования

03 Ноября в 20:01 2582 0


Синдром выгорания представляет собой процесс, развивающийся во времени, который «начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе.

Этот процесс вызывает у работника чувства напряженности, раздражительности или утомления. Процесс завершается, когда работники, используя защитные механизмы, преодолевают рабочий стресс, психологически отдаляя себя от работы и становясь апатичными, циничными и негибкими» (C.Cherniss, 1980).

Выделяют четыре этапа формирования синдрома выгорания (Р.Смирнов, Д.Гоулд, 1998):

1. Деперсонализация (утрата индивидуальности). Этот этап характеризуется эмоциональной отдаленностью и удаленностью, избеганием контактов с коллегами, отмежеванием от них.

2. Недооценка личного вклада. На этом этапе человек чувствует, что больше не вносит свой вклад в общее дело, не выполняет своих функциональных обязанностей, не получает удовольствия от работы.

3. Изоляция. Основные признаки этапа — выраженная добровольная изоляция от коллег и невыполнение порученных дел и обязанностей. Всегда находится оправдание такой стратегии поведения, выдвигается ряд «объективных» причин.

4. Эмоциональное и физическое изнеможение. Человек чувствует, что полностью «разрушен» физически и эмоционально. У него уже нет ни желания, ни сил продолжать работу на этом месте.

М.Буриш (M.Burisch, 1994) выделяет 6 фаз развития синдрома профессионального выгорания, каждая из которых имеет специфические психологические, психопатологические, поведенческие и психосоматические особенности (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Фазы развития синдрома профессионального выгорания
 

1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ФАЗА
a) Чрезмерное участие
• Чрезмерная активность, чувство незаменимости
• Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований
• Ограничение социальных контактов

b) Истощение
• Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев

2. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

a) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.
• Потеря положительного восприятия коллег
• Переход от помощи к надзору и контролю
• Приписывание вины за собственные неудачи другим людям
• Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям

b) По отношению к остальным окружающим
• Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки

c) По отношению к профессиональной деятельности
• Нежелание выполнять свои обязанности
• Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени
• Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой

d) Возрастание требований
• Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях
• Чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть

3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

а) Депрессия
• Постоянное чувство вины, снижение самооценки
• Безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия

b) Агрессия
• Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах
• Отсутствие толерантности и способности к компромиссу
• Подозрительность, конфликты с окружением

4. ФАЗА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

a) Сфера интеллекта
• Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий
• Ригидность мышления, отсутствие воображения

b) Мотивационная сфера
• Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям

c) Эмоционально-социальная сфера
• Безразличие, избегание неформальных контактов
• Отсутствие участия в жизни других людей
либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу
• Избегание тем, связанных с работой
• Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука

5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

а) Снижение иммунитета
• Неспособность к релаксации в свободное время
• Бессонница, сексуальные расстройства
• Повышенное давление, тахикардия, головные боли
• Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения
• Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя

6. РАЗОЧАРОВАНИЕ

• Отрицательная жизненная установка
• Чувство беспомощности и бессмысленности жизни
• Экзистенциальное отчаяние




Быстрота формирования процесса выгорания определяется многими факторами, среди которых наибольшее значение имеют такие, как «ситуация», «личность», «мотивация», «потребности» и «ресурсы».

Р.Е.Смит (1993) разработал модель «выгорания» в управленческой деятельности, в которой показал взаимосвязь группы факторов и реакций на процесс формирования синдрома выгорания. Эта модель может быть использована для лучшего понимания и объяснения формирования феномена выгорания и у медицинских работников.

Основные компоненты модели и их взаимосвязь, представленные на рис. 1.1, послужат базисом для построения профилактических и коррекционных программ для медиков и, в частности, для лиц, работающих в сфере охраны психического здоровья.

Модель формирования выгорания
Рис. 1.1. Модель формирования выгорания

Рассмотрим основные компоненты модели (Р.Е.Смит, 1993; А.Выдай, Г.Ложкин, 1999) и опишем их применительно к модели формирования синдрома выгорания у врачей-психиатров.

1. Ситуация

Ситуация, вызывающая рабочий стресс, возникает в случае, когда потребности ситуации превышают потенциальные возможности и ресурсы врача.

Для молодых врачей и специалистов со стажем эти ситуации различны. Например, у молодого врача рабочий стресс чаще всего вызван недостаточным уровнем развития навыков и умений, необходимых для общения с психически больными и назначения им терапии. У врачей с большим рабочим стажем общение с больными, как правило, не вызывает трудностей, а назначение терапии доведено до автоматизма, они уже имеют «свои схемы лечения». На этом этапе профессиональной деятельности стрессовую ситуацию может создать ролевой конфликт или ролевая неопределенность, однообразие и рутинизация деятельности, этические конфликты, конфликты в команде сотрудников, а также организационные недостатки в работе.

2. Когнитивная оценка

Важным компонентом модели Р Смита является когнитивная оценка, то есть то, как человек оценивает или интерпретирует ситуацию. Станет ли ситуация стрессовой, останется очередным рабочим эпизодом или будет способствовать дальнейшему личностному и профессиональному росту специалиста, зависит не от ситуации, а от ее восприятия или перцепции. Когнитивная оценка ситуации во многом определяется личностными особенностями специалиста и степенью выраженности фрустрационной толерантности.

Например, один врач воспринимает и объясняет свои неудовлетворительные результаты лечения психически больных плохой курабельностью процесса и «неперспективным контингентом пациентов». Он назначает рутинную терапию и начинает избегать длительных контактов с больными. Дисбаланс между его потребностями (хорошо лечить пациентов и быть успешным доктором) и ресурсами (личностными и профессиональными) приводит к деперсонализации, изоляции (не только от больных, но и от персонала), девальвации собственной деятельности, к физическому, эмоциональному и психическому истощению.

Другой врач воспринимает неудачи в лечении пациентов как «вызов» и возможность доказать свой высокий профессионализм. Он читает литературу, советуется с коллегами, внедряет новые методы лечения.

3. Физиологические реакции


Если врач склонен к оценке рабочих ситуаций как «неблагоприятных», «угрожающих», «критических», то есть стрессовых, то со временем такое восприятие становится хроническим, что влечет за собой не только психологический, но и физиологический уровень реагирования. У таких специалистов повышен уровень тревожности, выражены признаки эмоционального, физического и психического истощения, нарушен сон, появляются симптомы депрессии

4. Способность справиться с трудностями и поведение, обусловленное заданием

Заключительным компонентом модели являются поведенческие последствия «выгорания», включающие снижение уровня физической активности, трудности в межличностных взаимоотношениях, ригидное поведение, возможны аддиктивные формы поведения (зависимость от психоактивных веществ, алкоголя, булимия и т.п.).

Возможен уход из психиатрии или медицины.

Репертуар поведенческих реакций на профессиональный стресс во многом определяется личностными особенностями специалиста, его мотивацией, иерархией ценностей и потребностей, финансовыми и социальными ресурсами.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине