Лечебная физкультура при нарушении мозгового кровообращения. Рефлексы

14 Мая в 12:42 2580 0


Многие рефлексы можно использовать для облегчения произвольных движений. При выполнении таких упражнений стимулируют рефлекс и стремятся выполнить движение в той же группе мышц, которые сокращаются под влиянием рефлекса.

Различают шейно-тонические и лабиринтно-тонические рефлексы.

Лабиринтно-тонический рефлекс проявляется повышением тонуса разгибательных мышц в положении лежа на спине и усилением напряжения сгибательных мышц при переворачивании на живот. В положении лежа на спине тонус разгибательных мышц может усиливаться в разной степени — от легкого выпрямления ног до резкого откидывания головы назад и разгибания спины в виде дуги. Естественно, что без преодоления повышенного разгибания больной не может сесть. В зависимости от того, тонус каких мышц повышен, принимается та или иная поза. Фиксация позы может привести к контрактурам в этих суставах.

Шейно-тоническй рефлекс. При поднимании или опускании головы повышается тонус разгибательной или сгибательной группы мыши. Этот рефлекс нередко сопровождается возникновением лабиринтно-тонического рефлекса.

Для коррекции патологических позных рефлексов при выполнении определенных движений конечности придают положение, противоположное тому, которое возникает под влиянием шейно- и лабиринтно-тонических рефлексов. Например, при попытке сесть у больного возникают ротация бедер, голеней кнутри, разгибание стоп. В таком случае при попытке сесть методист помогает ему удерживать конечность в положении наружной ротации бедер, голеней, тыльного сгибания стоп.

Если полная коррекция положения конечностей сразу не удается, то сначала проводят частичную коррекцию, а затем ее постепенно увеличивают. От методиста требуется тщательное дозирование усилий, прилагаемых во время коррекции. При больших усилиях может возникнуть боль, которая будет препятствовать движениям. Если усилие будет слишком малым, то никакой коррекции не произойдет. По мере того как больной научится сохранять приданную конечностям лозу, усилия методиста должны постепенно ослабевать.

Примерные упражнения

1. Задача — преодоление спазма мышц-разгибателей туловища. И.п. лежа на спине, руки скрещены на груди так, чтобы ладонь касалась противоположного плеча, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Методист находится перед больным, руками помогает ему сесть.
2. Задача — коррекция патологического положения ног. И.п. лежа на спине. Два методиста находятся справа и слева от больного, они удерживают руками его бедра в положении разведения с максимально возможным разгибанием в коленных суставах, наружной ротацией согнутых стоп (под прямым углом). Вольному предлагают сесть.
Сначала ноги разводят незначительно, затем, по мере адаптации, все сильнее и сильнее. На первых занятиях методисты удерживают конечности, а затем больной сам старается удержать их при выполнении упражнения.
3. Задача — коррекция патологического положения ног. И.п. лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, перед грудью, пальцы согнуты. Один методист находится у ног больного, удерживая их в положении полного разгибания в коленных суставах, разведения бедер и их наружной ротации и тыльного сгибания, второй методист помогает больному разогнуть руки в локтевых суставах, приподнять плечевой пояс и голову.
4. Задача — коррекция положения рук. И.п. лежа на животе, руки слегка согнуты в локтевых суставах, перед грудью, пальцы разжаты. Один методист удерживает ноги, как описано в упражнении 3; второй методист помогает больному отвести руки назад и несколько кнаружи, поддерживая его за локти, затем приподнять плечевой поле и голову.

Предлагаемые упражнения направлены на торможение патологических позно-тонических рефлексов, В упражнении 1 описан прием, рассчитанный на ослабление спазма разгибателей туловища, возникающего в связи с лабиринтно-тоническим рефлексом в положении лежа на спине. Упражнения 3 и 4 направлены на ослабление спазма сгибательных мышц конечностей, возникающего в результате патологического лабиринтно-тонического рефлекса в положении лежа па животе. Упражнение 2 преследует цель добиться ослабления патологического шейно-тонического рефлекторного влияния на сгибательные и приводящие мышцы ног. Патологическое повышение тонуса мышц может снижаться или усиливаться в зависимости от изменения позы.


Внимание!
Упражнению, направленному на разгибание мышц туловища (мышц плечевого пояса и спины), препятствует нарастание тонуса мышц-сгибателей. Если тонус мышц-сгибателей достаточно высок, то методист должен помочь больному выполнить это упражнение, поддерживая его не за локти, а за грудную клетку.

5. Задача — коррекция положения ног при вставании. И.п. сидя на стуле. Методисты, фиксируя свои руки в области коленных суставов больного, оказывая при этом давление вниз, прижимают стопы к полу, предупреждая напряжение мышц-сгибателей стопы в момент вставания. Одновременно с этим методисты контролируют положение головы и туловища, не допуская кифозирования позвоночника в грудном отделе.

Упражнения с использованием реципрокных отношений выполняются после освоения больным основных движений. Объем, направленность, ритм, а также сопротивление движению подбирают индивидуально. В упражнениях с использованием реципрокных отношений движение выполняется одновременно двумя конечностями. При этом возможны одинаковые упражнения для обеих рук; одновременное выполнение антагонистических движений (например, одна рука производит сгибание—приведение—наружное вращение, другая — разгибание—отведение—внутреннее вращение); одновременное выполнение разнонаправленных движений (например, одна рука осуществляет сгибание—приведение—наружное вращение, а другая — сгибание—отведение—наружное вращение или разгибание—приведение—внутреннее вращение).

Подготовка больного к ходьбе должна начинаться еще в период пребывания его в постели; по существу, все упражнения, описанные выше, уже являются такой подготовкой. Дополнительно рекомендуется применять следующее специальное упражнение: и.п. лежа на спине, кисти рук с пальцами, переплетенными в «замок», подложены под голову. Методист, держа голени больного в нижней 1/3, прижимая подошвы к поверхности постели, производит попеременные сгибания ног в коленных суставах. В этом упражнении в ЦНС идут не только проприоцептивные афферентные импульсы от мышц, связок и суставов, но и импульсы с кожной поверхности подошв (имитация самостоятельного передвижения).

Внимание! Кожные ощущения при ходьбе играют несомненную роль в ее правильности, в нормализации статики всего тела в вертикальном положении. Прежде чем овладеть навыком передвижения, больной должен научиться стоять на обеих ногах. При этом необходимо наблюдать, чтобы он приучался распределять тяжесть тела равномерно на обе ноги. Больного нужно научить стоять на одной ноге, сначала на здоровой, а позже — на пораженной (с поддержкой методиста). Затем пациент должен овладеть упражнением типа «шага на месте».

Внимание!
В процессе обучения ходьбе необходимо следить за тем, чтобы больной приучался правильно держать среднюю линию своего тела и равномерно распределял его тяжесть на обе стороны. Основная задача во время передвижения — научить больного сгибать пораженную ногу во всех трех суставах, чтобы стопа не цеплялась за пол носком. Для этого методист, поддерживая больного, подает команду: «поднять ногу как можно выше, согнуть ее в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах».

Для облегчения координации движения ног во время ходьбы целесообразно пользоваться специальной дорожкой с разметкой постановки стоп. Чтобы больной не забывал выше поднимать ногу, между «отпечатками следов» укладывают брусочки, через которые необходимо перешагивать. В начале обучения передвижению рекомендуется надевать тутор с резиновыми тягами, заменяющими пораженные мышцы-разгибатели голени. Чтобы предупредить отвисание пораженной руки и выход головки плечевой кости из суставной впадины во время передвижения, эту руку необходимо фиксировать на косынке.

Внимание!
Во время обучения передвижению следует следить за состоянием сердечно-сосудистой системы и строго регулировать отдых в положении сидя.

Для обучения ходьбе применяют «козелки» с твердой опорой для рук. параллельные брусья. Как только больной будет в состоянии самостоятельно передвигаться, полезно дать ему в пораженную руку четырех- или трехопорный костыль, который обеспечивает надежную опору.

В.И. Скворцова, В.А. Епифанов, В.В. Гудкова, Е.А. Петрова
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация