Лечебная физкультура при детских параличах. Упражнения

15 Мая в 15:42 1514 0


Для улучшения подвижности в суставах применяются пассивные движения. После каждого пассивного движения должно следовать активное напряжение тех же мышц. Обращается внимание на необходимость изолирования воспитываемых движений и подавления всех содружественных движений. Внимание больного должно сосредоточиваться только на данном движении. Для этой цели применяется стимуляция в виде штриховых раздражений, повторных пассивных движений, сильной вибрации, надавливании и др.

Pezlstein исходит из того, что ребенок с ДЦП не всегда может использовать определенные мышечные группы, когда необходимо выполнить какое-то движение, но напрягает эти мышцы содружественно. Им предложены приемы содружественных движений, осуществляющих сокращение определенных мышечных групп, изолированное напряжение которых ие удается больному. Например, для выработки произвольного сокращения передней большеберцовой мышцы, осуществляющей тыльную флексию и супинацию стопы, рекомендуется в и.п. - лежа на спине (сидя) выполнять: а) дозированное сопротивление сгибанию бедра; б) штриловое раздражение кожи подошвы; в) дозированное сопротивление приведению бедер.

Заключительным этапом аналитической гимнастики является обучение координации движений, комплексным двигательным стереотипам.

Элементы выработки координации движения содержатся в приемах обучения активному расслаблению и напряжению определенных мышечных групп. Основой приема, направленного на воспитание правильного ритмичного координированного движения в суставе, является использование дополнительной афферентации. В этих случаях эффективны приемы системы Кабата, состоящие в медленной или быстрой реверсии антагонистов.

Исходя из закономерности развития произвольных движений у ребенка в нисходящем направлении, упражнения на воспитании координации движений начинают с проксимальных суставов (Айзиков Г.С. и др., 1973), особое внимание уделяется развитию экстензии кистей рук, отведению больших пальцев, а также воспитанию фиксации взора на предметах, развитию слежения за движущимися предметам и.

В занятия вводятся упражнения на мячах, стимулирующих развитие реакции опоры, установочного рефлекса с головы на шею, пассивно воспроизводятся реципрокные движения конечностей.

После воспитания, например, статического напряжения мышц-разгибателей, чередования сгибания и разгибания мышц ног переходят к обучению стоянию и передвижению. При этом широко используются различные приспособления (брусья, "ходилки" и др.).

Обязательным является ортопедический режим, предусматривающий специальные укладки головы, конечностей, корригирующих их порочные установки (лечение положением).

В начальной резидуальной стадии заболевания ЛФК должна быть направлена на подавление патологических позно-тонических рефлексов — шейного и лабиринтного, воспитание установочных рефлексов.

Методика коррекции патологических рефлексов разработана ГС.Айзиковым и З.Х.Манович (1973):

• Лабиринтно-тонический рефлекс проявляется повышением тонуса разгибательных мышц в и.п. — лежа на спине и усилением напряжения сгибательных мышц при переворачивании ребенка на живот. В и.п. лежа на спине тонус разгибательных мышц может усиливаться в разной степени — от легкого выпрямления ног до резкого откидывания головы назад и разгибания спины в виде дуги. В и.п. лежа на животе определяется повышение тонуса мышц-сгибателей. В зависимости от того, тонус каких мышц повышен, принимается та или иная поза.

• Шейно-тонический рефлекс. При поднимании или опускании головы происходит усиление тонуса разгибательной или сгибательной групп мышц. Этот рефлекс нередко сопровождается возникновением лабиринтно-тонического рефлекса.

Коррекция патологических позных рефлексов достигается тем, что при выполнении определенных движений конечности придается положение, противоположное той позе, которая возникает под влиянием шейно-и лабиринтно-тонических рефлексов. Например, при попытке сесть у ребенка возникает ротация бедер, голеней кнутри, разгибание стоп. В этом случае при попытке ребенка сесть методист помогает ему удерживать конечность в положении наружной ротации бедер, голеней, тыльного сгибания стоп.

Предлагаемые примерные упражнения направлены на торможение патологических позно-тонических рефлексов.
Упражнение 1. Задача — преодоление спазма мышц-разгибателей туловища. И.п. — лежа на спине руки скрещены на груди так, чтобы ладонь касалась противоположного плеча, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Методист находится перед больным, руками помогает ему сесть.

Упражнение 2. Задача — коррекция патологического положения ног. И.п. — лежа на спине. Для методиста находятся справа и слева от больного: они удерживают руками его бедра в положении разведения с максимально возможным разгибанием в коленных суставах, наружной ротацией согнутых стоп (под прямым утлом). Предлагается больному сесть. Вначале ноги разводят незначительно, затем, по мере адаптации, все сильнее и сильнее. На первых занятиях методисты удерживают конечности, а затем больной сам старается удержать их при выполнении упражнения.

Упражнение 3.
Задача — коррекция патологического положения ног. И.п. — лежа на спине, руки слегка согнутые в локтевых суставах, перед грудью, пальцы согнуты. Один методист находится у ног больного, удерживает их в положении полного разгибания в коленных суставах, разведения бедер и их наружной ротации и тыльного сгибания. В это время второй методист помогает больному разогнуть руки в локтевых суставах, приподнять плечевой пояс и голову.



Упражнение 4. Задача — коррекция положения рук. И.п. — лежа на животе, руки слегка согнутые в локтевых суставах — перед грудью, пальцы разжаты. Один методист удерживает ноги, как описано в упражнении 3, второй методист помогает больному отвести руки назад и несколько кнаружи, поддерживая его за локти, затем приподнять плечевой пояс и голову.

Внимание! Упражнение, направленное на разгибание мышц туловища (мышц плечевого пояса и спины), препятствует нарастанию тонуса мышц-сгибателей. Если же тонус мышц-сгибателей достаточно высок, то методист должен помочь больному выполнить это упражнение, поддерживая его не за локти, а за грудную клетку.

Упражнение 5. Задача — коррекция положения ног при вставании. И.п. — сидя на стуле. Методисты, фиксируя свои руки в области коленных суставов больного, оказывая при этом давление вниз, прижимают стопы к полу, предупреждая возникновение напряжения мышц-сгибателей стопы в момент вставания. Одновременно с этим методисты контролируют положение головы и туловища, не допуская кифозирования позвоночника в грудном отделе.

Для сохранения равновесия у ребенка вырабатывается кифозирование позвоночника в грудном отделе, которое обычно сочетается со сгибательной контрактурой в тазобедренных суставах. Вследствие этого стояние возможно только при усилении поясничного лордоза И за невозможности сохранять устойчивость при полном переносе массы тела на одну ногу ходьба совершается небольшими, быстрыми, скачущими шагами. Таким образом, патологическая походка больных ДЦП отражает нарушения устойчивости.

Упражнения, направленные на развитие равновесия, характеризуются тем, что методист активно выводит ребенка из «привычного равновесия» — это достигается путем:
а) подталкивания в область спины, шеи, живота;
б) пассивного изменения утла в суставах конечностей;
в) обучения сохранению принятой позы.

Внимание! Воспитание устойчивого равновесия облегчает обучение правильной ходьбе.

Для развития правильной осанки и движений проводится тренировка на специальных каталках, батуте, гимнастической стенке и других гимнастических снарядах. Показаны элементы подвижных игр, хореографические движения (под ритмичную музыку).

Одновременно с занятиями ЛФК следует применять точечный массаж, что обеспечивает возможность нормализации тонуса мышц, стимуляцию рефлекторных движений, облегчение овладения произвольной методикой.

Физиотерапия проводится в начальной и конечной резидуальной стадиях.

Для улучшения крово- и лимфообращения, рассасывания продуктов распада воспаления, предупреждения развития рубцово-атрофического процесса в нервной ткани, а также для регуляции тонуса мышц, рекомендуется применять гальванизацию. Для снижения тонуса мышц и стимуляции моторной активности ребенка широко используется импульсная терапия (по методике К.А.Семеновой), индуктотермия и грязевые аппликации по ходу позвоночника, горячие укутывания конечностей и водолечение.

Для выравнивания соотношения тонуса мышц, развития представления ребенка о функции мышц, а также в целях профилактики и борьбы с порочными установками, контрактурами и деформациями конечностей рекомендуется электростимуляция ослабленных и перарастянутых (фазических) мышц конечностей туловища.

В конечной резидуальной стадии для уменьшения выраженности рефлекторных и артрогенных контрактур рекомендуется теплолечение — грязевые, парафиновые и озотокеритовые аппликации, горячие укутывания.

Внимание!
Теплолечение проводится непосредственно перед проведением постурального лечения.

В программе восстановительного лечения для повышения эффективности кинезотерапии целесообразно использовать дополнительные «раздражители-стимулы» (Исанова В.А., 1996):
С помощью метода биологически обратной связи больному подается информация о состоянии тех или иных физиологических процессов с целью обучения «сознательному» управлению этими функциями.
Метод транскраниальной магнитной стимуляции рекомендован больным ДЦП с диплегической и гиперкинетической формами. Продолжительность стимуляции — не более 5 мин одиночными надпороговыми стимулами, вызывающими ощутимое сокращение мышцы.
Метод динамической проприоцептивной коррекции целесообразен для воспитания правильной ходьбы.
Метод кондуктивной терапии направлен на выявление психологических и физиологических факторов, способствующих восстановлению утраченных функций. На основе использования сохранных двигательных структур расширяется круг целенаправленных действий. Важнейшим компонентом этого метода является психотерапевтическая коррекция.

Таким образом, программа восстановительного лечения, проводимая с учетом механизмов формирования и улучшения (компенсации) моторных нарушений, позволяет добиться максимального улучшения у больных ДЦП.

Е.А. Микусев, В.Ф. Бахтиозин
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация