Лечебная физическая культура в стоматологии. Двигательный режим больных

23 Мая в 15:01 5693 0


Различают три периода течения заболевания или травматического поражения челюстно-лицевой области.

Первый период

Первый период — период острого проявления патологического процесса. Он характеризуется развитием воспалительных или реактивных воспалительных процессов в поврежденных тканях или значительной интоксикации.

Задачи ЛФК:
профилактика возможных осложнений со стороны внутренних органов, улучшение крово- и лимфообращения в зоне поражения с целью стимуляции репаративо-регенеративных процессов, профилактика развития грубых стягивающих рубцов в области слизистой оболочки рта и кожных покровов лица, контрактур жевательной мускулатуры и ВНЧС, выработка элементарных бытовых навыков (например, оттягивание угла рта для лучшего приема пищи, собирание губ в трубочку и др.), поддержание общей тренированности организма.

В этот период рекомедуется проводить упражнения для мышц, не связанных с поврежденными тканями, и дыхательные упражнения. Применяют дозированные движения общего характера и локальные (местные) для непораженных мышц, косвенно воздействующие на пораженные ткани.

Физические упражнения в этом периоде способствуют улучшению местного обмена, рассасыванию кровоизлияний и профилактике развития стягивающих рубцов.

При переломах нижней челюсти со 2-го дня после шинирования, сохранял покой челюсти, рекомендуются упражнения для мимических мышц лица и круговых мышц рта, а также упражнения изометрического характера (воздействие на мышцы, осуществляющие движение височно-нижнечелюстного сустава).

При одночелюстном шинировании целесообразны упражнения и для жевательных мышц.

При двучелюстном шинировании дыхательные упражнения чередуются с упражнениями, включающими мимические и жевательные мышцы, мышцы языка. Упражнения для мышц языка сочетаются с глотательными движениями.

Упражнения типа «втянуть щеки» противопоказаны в связи с тем, что могут привести к нарушению стабильности нижней челюсти.

При комбинированной фиксации больным можно выполнять упражнения, связанные с открыванием рта, а с 3—4-го дня — боковые движения и выдвижение нижней челюсти вперед.

При травме и заболеваниях (абсцессы и флегмоны) языка для восстановления подвижности последнего рекомендуется начинать упражнения в полости рта и произношении гласных звуков и согласных (например, расслабить язык придав ему форму «лопатки», поглаживать кончиком языка слизистую оболочку щеки и губ, провести кончиком языка по зубному ряду — верхнему и нижнему, произнести звуки «р», «г», «д», пощелкивать языком и др.).

Указанные упражнения предупреждают развитие спаек языка с окружающими тканями.

Второй период

Второй период — подострый, характеризуется уменьшением или исчезновением воспалительных явлений и улучшением общего состояния больного.

Задачи ЛФК:
борьба с развитием контрактур, восстановление подвижности височно-нижнечелюстных суставов, а также функций различных групп мышц.

Рекомендуется проводить следующие специальные упражнения (на фоне общеразвивающих и дыхательных):
• активные свободные, активные с помощью для нижней челюсти с максимально возможной амплитудой движения;
• массаж языком поврежденной слизистой оболочки и собственно полости рта в целях уменьшения образования грубых рубцов;
• активные движения мимических мышц и массаж кожных покровов с целью профилактики Рубцовых образований;
• активные движения с помощью и использованием резиновых пробок, клиньев, активные движения для височно-нижнечелюстного сустава;
• упражнения для языка в случае его повреждения для восстановления нормальной функции речи. В занятиях применяются упражнения вне полости рта и произношение гласных звуков, слогов, слов (например, высунуть язык в виде «лопатки» и расслабить его, загнуть язык крючком вверх, затем вниз, кончиком языка провести по зубному ряду с внешней стороны и др.).

После того, как язык достиг хорошей подвижности, следует переходить к произношению букв и слов. В дальнейшем рекомендуется чтение вслух и нараспев.

Третий период

Третий период характеризуется восстановлением функции челюстно-лицевого аппарата. Он соответствует образованию костной мозоли при повреждении костной ткани и окончанию рубцевания или эпителизации при повреждениях мягких тканей.

Задача ЛФК — восстановление нарушенных функций пораженного органа и трудоспособности больного.

Средства ЛФК применяются при контрактурах челюстей, рубцовых изменениях в приротовой области, поражениях лицевого нерва, повреждении языка, мышц шеи.

ЛФК при одонтогенных воспалительных процессах

Клиническое течение воспалительного процесса и функциональные нарушения зависят от локализации процесса в мягких тканях лица. Остаточные признаки нарушения функций особенно проявляются в этом периоде.



При флегмонах и абсцессах в области челюстно-язычного желобка, крыловидно-челюстного пространства, в окологлоточном и позадичелюстном пространстве в процесс вовлекается медиальная крыловидная мышца, а при флегмонах околоушно-жевательной и щечной областей — жевательная мышца.

При флегмонах и абсцессах дна полости рта, языка подбородочной области и подчелюстного треугольника наблюдается нарушение функции мышц, опускающих нижнюю челюсть, а также языка.

При абсцессах и флегмонах на передней стенке верхней челюсти (флегмона подглазничной, скуловой области) нарушается функция мимических мышц.

При флегмонах подвисочной и крылонебной ямок, а также при флегмоне височной области страдает функция мышц, поднимающих нижнюю челюсть.

В этом периоде необходимо широко применять активные упражнения с максимальной амплитудой движения для мимических и жевательных мышц, упражнения с механической тягой, используя роторасширители аппараты, основанные на принципе рычага, показан и массаж.

ЛФК в терапии контрактур челюстей

Стойкие контрактуры в ряде случаев развиваются в результате ранения мягких тканей без повреждения костей. Причинами стойкого ограничения раскрывания рта могут быть повреждения жевательной мышцы, закончившиеся массивным рубцеванием ее. Контрактура иногда возникает после длительной межчелюстной фиксации отломков нижней челюсти, особенно при переломах в области угла, может также развиться при неправильном лечении воспалительных процессов мягких тканей челюстно-лицевой области, специфических воспалительных процессах.

После снятия иммобилизации в занятия включаются активные свободные и активные с помощью упражнения, выполняемые в исходном положении сидя.

Наилучший эффект от занятий физическими упражнениями в этом периоде зависит прежде всего от сочетанного применения общеразвивающих и локальных упражнений. Эффективность общеразвивающих упражнений заключается в том, что они создают благоприятный физиологический фон для локальных упражнений. В результате упражнений общего воздействия во время дозированной мышечной работы усиливается кровоснабжение работающих мышц и мышц смежных с ним регионов.

Необходимость выполнения большого количества локальных упражнений в сочетании со статическим напряжением и изотоническим растягиванием жевательных мышц объясняется различием мощности мышц, поднимающих и опускающих нижнюю челюсть.

Локальные упражнения: спокойное (без напряжения мышц) открывание рта, расслабление жевательных мышц. Открывание рта производится медленно, в положении с запрокинутой назад головой больного. При незначительном усилии больного медленно следует опускать нижнюю челюсть и выдвигать ее вперед при максимально открытом рте.

При максимально открытом рте необходимо постепенно повышать голос с произнесением звука «а», при запрокинутой голове оттягивать вниз нижнюю челюсть (с помощью обеих рук с захватом большими пальцами подбородка), оттягивать нижнюю челюсть одной рукой, оттягивать нижнюю челюсть при захвате одной рукой и фиксировать одновременно области лба другой, выполнять активные с помощью движения с резиновой пробкой и т.д.

Пассивные упражнения проводятся плавно, ритмично, после активных движений, когда мышцы значительно утомлены. При чередовании растяжения и расслабления мышц учитывают, что предварительно расслабленная мышца дает максимум растяжения. Кроме того, при чередовании растяжения с расслаблением наблюдается меньшая утомляемость пораженных мышц.

ЛФК при врожденных несращениях губы и неба

Лечение врожденных дефектов осуществляется хирургическим путем. После закрывания дефекта для улучшения физического развития детей, улучшения носового дыхания и выработки рефлекторных навыков в нем применяют массаж и физические упражнения. Массаж предшествует физическим упражнениям. Обычно с него начинают каждое занятие. Сущность его заключается в ритмичных механических раздражениях. Из классических приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация) у грудных детей обычно применяют первые три. Вначале массируют руки или ноги, после этого — грудь и живот, затем поворачивают ребенка на живот и массируют заднюю поверхность тела.

Нормализация речи и дыхания может наступить только при систематических занятиях артикуляционными и дыхательными упражнениями

Для успешного восстановления речевой функции после хирургического воссоздания мягкого неба особое значение имеют специальные упражнения для тренировки силы мышц небно-глоточного кольца. Мягкое небо участвует в акте глотания, регулирует направление воздушной струи при выдохе, т.е. активно влияет на фонацию.

Тесная анатомическая и функциональная связь мягкого неба с дыхательным аппаратом позволяет применять дыхательные упражнения также и для совершенствования функции мыши мягкого неба. Функция мягкого неба улучшается при ежедневном многократном выполнении специальных упражнений.

В.А. Епифанов
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация