Образовательная программа в реабилитации больных ишемической болезнью сердца

15 Декабря в 13:32 571 0


Достижению целей кардиореабилитации способствует образовательная программа, показанная абсолютно всем больным ИБС, в том числе после ЭВВ, - «Школа для больных ИБС, перенесших ЭВВ на КА».

Участие в образовательной «Школе» рекомендуется всем больным после ЭВВ на КА даже с низким риском осложнений. Настоятельно рекомендуется участие в образовательной «Школе» больным (если они могут посещать поликлинику), которым не проводятся реабилитационные мероприятия с применением регулярных ФТ из-за наличия у них противопоказаний или не желающим в них участвовать.

В основу «Школы» закладываются групповые занятия по наиболее актуальным для данной группы больных темам с целью:
1) формирования адекватных установок;
2) повышения мотивации у них к активному участию в программе реабилитации и мероприятиях по вторичной профилактике.

Занятия в рамках «Школы» проводятся в группах, состоящих из 6-10 больных, 2 или 3 раза в неделю под руководством опытного врача-кардиолога или врача-реабилитолога. В ходе занятий больным предоставляются памятки, помогающие закрепить знания, полученные в «Школе».

Занятие в «Школе» длится в течение одного часа. Первые 20 минут врач рассказывает о том или ином факторе риска ИБС, которому по плану посвящено занятие. После этого больные могут задавать вопросы, высказывать мнения, делиться опытом, иными словами, активно участвовать в дискуссии по рассматриваемой проблеме.

Роль врача при этом заключается в том, чтобы ненавязчиво направлять ее в правильное русло, акцентируя внимание на конструктивных установках больных и корректируя неадекватные их представления. Сам факт общения в ходе дискуссии больных имеет большое положительное значение.

Нередко опыт борьбы с недугом одних больных оказывается полезным для других и имеет такое же значение, как советы и рекомендации врача.

Занятия больных в группах позволяют сберечь время, свести к минимуму затраты труда, чем выгодно отличаются от низкой по своей экономности индивидуальной медико-просветительской работы.

Всего в рамках «Школы» предусматривается 6-7 тематических занятий, каждое из которых посвящается обсуждению отдельных ФР.

Занятия важно проводить в так называемых закрытых группах, т.е. группах неизменного состава по 6-10 больных.

Только при постоянном составе участников на занятиях возникает атмосфера взаимной, эмоцианальной поддержки и раскрываются все преимущества групповой терапии. Занятия должны проводиться специалистами по единому плану.

Полный цикл в «Школе» состоит из 7 занятий по 60-90 минут. Каждое из занятий посвящено наиболее важным аспектам заболевания, которые требуют активного участия самого пациента.

Примерная тематика занятий в «Школе»:
Занятие 1. Основные представления об ИБС, ФР, методах лечения (ТБК стентирование КА, КШ, медикаментозная терапия).


Занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения.
Занятие 3. Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов?
Занятие 4. Недостаточная физическая активность.
Занятие 5. Артериальная гипертония.
Занятие 6. Психологические факторы. Стресс. Методы преодоления активных переживаний. Занятие 7. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособное

Первое занятие особенно важно больных после ЭВВ с хорошим клиническим эффектом. Изменение состояния больного после ЭВВ может быть настолько разительным, что он искренне может быть убежден в том, что выздоровел и его болезнь отступила. Всячески избегая возможного пессимистического представления о будущем, следует настойчиво информировать больного о том, что любое хирургическое вмешательство на сосудах сердца является паллиативным.

Следует спокойно и настойчиво проводить идею о возможном прогрессировании атеросклероза и обострения ИБС, которые вполне успешно можно предотвратить с помощью комплекса известных мероприятий в рамках вторичной профилактики.

В этом плане принципиальным является следующее утверждения «Нет ни одного больного ИБС, прошедшего ЭВВ даже с самым прекрасным клиническим эффектом, который не нуждался бы во вторичной профилактике со всеми ее атрибутами - программой ФТ, обучением в «Школе», модификацией ФР и длительным приемом лекарств, доказавших способность достоверно снижать не только кардиальную, но и общую смертность, значительно уменьшать число обострений, осложнений и госпитализаций».

В то же время необходимо, чтобы больные настроились на «профилактический» лад, чтобы у них возросла не только информированность и мотивация, но и соответствующим образом возрос комплойнс, т.е. готовность больного постоянно и тесно сотрудничать с врачом в проведении мероприятий по вторичной профилактике.

При проведении образовательного цикла возможна перестановка отдельных тем занятий в зависимости от пожеланий пациентов. Так, в занятии 4 желательно большую часть времени посвятить теме домашних ФТ, включая методы самоконтроля состояния и самопомощи.

Это окажется особенно полезным для больных, которые по тем или иным причинам не могут участвовать в программе ФТ. Очень важно обсудить все предлагаемые темы. В конце цикла предоставляется возможность организовать заключительное занятие, на котором в форме диалога и с элементами тестирования полученных знаний можно дополнительно обсудить самые важные вопросы реабилитации и вторичной профилактики.

Занятия по программе «Школа» позволяют больным не только ясно представлять себе цели длительной (многолетней) терапии и возможные последствия отказа от нее, но плавно повысить их приверженность к выполнению врачебных рекомендаций. От этого во многом зависит эффективность вторичной профилактики и прогноз больных.

Бубнова М.Г., Аронов Д.М., Красницкий В.Б.
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация