На третьем году жизни с детьми нужно начинать делать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику. Ее следует проводить сразу после ночного сна в течение 4—6 минут Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на их нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные физические упражнения должны соответствовать развитию двигательных навыков ребенка и, главное, содействовать своевременному появлению зтих навыков, а не форсированию их развития.
Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть доступны 2—3-летним детям, соответствовать особенностям их развития, строению и функциям двигателыного аппарата. Например, нельзя применять такие силовые упражнения, как сгибание рук с опорой о стул или стол, так как в их выполнении участвуют все мышцы тела и дается чрезмерная нагрузка на мышцы плечевого пояса, дыхательную и сердечно-сосудистую систему ребенка, что, безусловно, вредно.
Следует подбирать достаточно простые упражнения, чтобы детям не затрачивать много усилий на их осознание и освоение. Если движение слишком сложно, то ребенок будет выполнять его некачественно.
В упражнениях рекомендуется чередовать работу различных групп мышц, тогда они не будут утомительными.
Движения для мелких мышц (например, помахивание кистями рук) не оказывают большого физиологического эффекта и не даются самостоятельно, а включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные гpyппы. Например, помахивание кистями производится одновременно с поочередным опусканием и подниманием рук, вытянутых в стороны («птицы машут крыльями», «полетели как птица»), или постукивание пальцами по коленям - одновременно с приседанием («птички клюют»).
Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы каждое движение, укрепляя определенную группу мышц, оказывало физиологическое воздействие на весь детский opгaнизм (на дыхание, кровообращение, процесс обмена веществ). Надо следить за тем, чтобы упражнения не создавали чрезмерной нaгрузки и не вызывали утомления.
Следует избегать однообразных упражнений и особенно статических положений, т. е. таких, при которых все тело или отдельные его части длительное время удерживаются в одном положении. Например, длительное время держать руки, поднятые вперед или в стороны. При таких статических положениях нарушается приток крови к мышцам и костным тканям, затрудняется выделение продуктов распада и вызывается мышечное утомление.
Очень полезны имитационные упражнения, при выполнении которых дети подражают движениям животных, машин, хорошо знакомым трудовым процессам взрослых. Умелое использование таких упражнений делает утреннюю гимнастику для детей более интересной, занимательной, разнообразной, повышает их эмоциональное состояние.
Комплекс утренней гимнастики составляется из знакомых детям упражнений, которые рекомендуется разучивать с малышами во время занятий гимнастикой и подвижными играми. Очень простые упражнения можно включать в утреннюю гимнастику без предварительного разучивания.
Игры с бегом в утренней гимнастике лучше не проводить, чтобы дети слишком не возбуждались и не утратилось организующее значение утренней гимнастики.
Каждый комплекс утренней гимнастики следует проводить примерно в течение недели в зависимости oт интереса ребенка и того, насколько быстро и хорошо он справился с упражнениями данного комплекса. При повторении комплексов можно варьировать некоторые упражнения, менять исходные положения, заменять отдельные упражнения (но для тex же гpyпп мышц). Например, в группе упражнений для рук можно заменить хлопки прямыми руками скрестными движениями в виде «ножниц»; в группе упражнений для туловища наклон туловища со скольжением рук - наклоном с хлопком о колени.
Начинать утренюю гимнастику лучше всею с имитационных движений, например сказав ребенку: «пошли погуляем», «поехали на автомобиле», «полетели, как птички». Большое значение при выполнении упражнений имеет исходное положение, т. е. положение рук, ног и всего тела перед началом движения.
Лучше выполнять упражнения из положения стоя. Положение сидя тоже можно применять, но только при наличии теплого, чистого пола или большого ковра, а летом на траве и чистом песке (конечно, помня о том, что утренняя гимнастика проводится до умывания и обтирания).
Наиболее правильное исходное положение для ног, легкое и доступное для ребенка, - стойка, при которой ноги расставлены, немного в стороны или на ширину плеч, причем ступни поставлены параллельно друг к другу. Дети легко понимают, когда говоришь: поставьте ноги «на рельсы» или на «мостик». Такая стойка обеспечивает наибольшую устойчивость и правильное распределение тяжести тела на ноги. Показывая эту стойку ребенку, самому надо расставить ноги слегка, так как, подражая взрослому, малыш будет слишком расставлять ноги и получится неправильная и очень неудобная стойка. Если ребенок поставит ступни не параллельно друг дpyгy, а с поворотом носков в стороны, то тяжесть тела будет приходиться главным образом на внутренний свод стопы, что может привести к плоскостопию.
Исходные положения для рук могут быть более разнообразными. Надо их давать в порядке нарастающей трудности. Например: руки опущены вниз (руки свободно опушены), ладони обращены к ногам, плечи слегка отведены назад); руки за спину (кисть одной руки держит кисть другой); руки на поясе (четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец — назад, локти и плечи отведены немного назад, лопатки сомкнуты); руки, согнутые в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья были горизонтальны, пальцы сжаты в кулаки, ладони обращены внутрь, плечи отведены назад, лопатки сомкнуты; руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад, лопатки сомкнуты; руки вверх, шире плеч, ладони обращены одна к другой.
Большое значение имеет обучение детей дыханию во время утренней гимнастики. Известно, что дыхание у малышей поверхностное и частое. Потребность в кислороде при движениях сильно возрастает. У взрослых она удовлетворяется за счет углубления дыхания, а у детей за счет его учащения. Благодаря частоте дыхания вентиляция легких у детей происходит значительно лучше, чем у взрослых.
Родителям следует приучать детей дышать через нос. При таком дыхании воздух, проходя через узкие каналы носа, coгревается, очищается от пыли (благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа) и поступает в легкие теплым и чистым. При дыхании через рот главная дыхательная мышца слабо работает, грудная клетка, легкие и сердце плохо развиваются. Поэтому совершенно неправильно мнение некоторых взрослых, что при дыхании через рот человек дышит глубже, чем при дыхании через нос.
Если ребенок во время занятий гимнастикой, и особенно при беге, начинает дышать через рот, — это сигнал передозировки нагрузки, и немедленно с бега надо переходить на ходьбу.
Малыши имеют склонность задерживать дыхание при выполнении непривычных движений, требующих некоторого усилия и напряжения. Основная задача взрослого — научить ребенка не задерживать дыхания при выполнении любого упражнения. Для этого следует обращать внимание ребенка на момент выдоха, а не вдоха. Лучше всего гимнастические упражнения сопровождать звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда суживается грудная клетка.
Например, в упражнении «Погреемся» в момент обхвата руками разноименных плеч делать выдох и одновременно произносить «Ух!». Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и выпрямлением туловища. Звуки и слова не только регулируют дыхание, но и придают упражнениям эмоциональную окраску. Необходимо также обращать внимание на то, чтобы вдох делался быстро, а выдох не спеша, продолжительно. Важно следить, чтобы темп движений ребенка соответствовал темпу его дыхания. Часто неопытные родители замедляют темп движений, забывая, что темп дыхания у детей более быстрый, чем у взрослых. Из-за этой ошибки движения ребенка не совпадают с вдохом и выдохом, что неблагоприятно отражается на его дыхании.
Следует помнить, что движения, в которых участвует большое количество групп мышц, например движения туловищем, надо выполнять в более медленном темпе, чем движения для рук и ног.
Естественно, что 2 —3-летние дети нe могут в полной мере оценить значение гимнастических упражнений и выполнять их только по словесным указаниям без предварительного рассказа и показа. Гимнастика для ребенка не самоцель, а игра. Поэтому каждому упражнению рекомендуется придавать игровой, занимательный характер.
Летом лучше всего проводить гимнастику на свежем воздухе, а зимой в хорошо проветренной и убранной влажным способом комнате при открытой форточке или фрамуге. Одежда ребенка не должна стеснять его движений; надо расстегнуть малышу ворот, подвернув чулки, оголить ноги, расслабить пояс. Если гимнастика проводится в комнате, то лучше всего надеть на ноги самодельные туфельки из плотной материи (или чешки), а на воздухе желательно приучать ребенка заниматься босиком.
Правильнее всего проводить утреннюю гимнастику в виде подвижной сюжетной игры, в которую включаются 3- 4 физических упражнения имитационного характера. Занятие начинается с ходьбы, далее идут упражнения для укрепления мышц верхних конечностей и плечевого пояса, затем туловища (спины и живота) и, наконец, ног, а заканчивается кратковременным бегом и ходьбой, которая снижает общее возбуждение организма, успокаивает дыхание, выравнивает работу сердца и приводит организм в обычное спокойное состояние.
При подборе упражнений и составлении комплексов для занятий необходимо придерживаться ряда правил. Прежде всего следует предлагать малышам понятные упражнения, вызывающие у них интерес. По мере усвоения, через 6— 10 дней, упражнения надо периодически менять. Упражнения с большой нагрузкой, такие, как приседания, наклоны, повороты туловища, повторяют не более 2—3 раз, а общеразвивающие, для рук и плечевого пояса, а также для ног — по 4—6 раз. Упражнения должны содействовать развитию навыков ходьбы, бега, лазания и бросания и главным образом способствовать формированию правильной осанки.
Проведенный комплекс упражнений должен вызывать усиленную деятельность органов дыхания и кровообраще-ния, вовлекать в движение многие мышечные группы.
Ниже приведены примерные комплексы упражнений утренней гимнастики для детей 2, 2,5 и 3 лет.
Исаева Е.И.