Роль физического воспитания в развитии ребенка

14 Декабря в 15:18 475 0


Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а заболев, быстрее выздоравливает. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста.

Прежде всего детям необходимы: правильное питание, свежий воздух, вода, солнце, тщательный гигиенический уход и правильный режим сна и бодрствования. Однако все это может оказать положительное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка только при правильной opганизации всей его жизни, при правильном воспитании.

Если ребенок часто отказывается от еды, плохо спит, мало гуляет, то вряд ли он будет хорошо физически развит. Поэтому очень важно уметь удовлетворять opганические потребности детей и формировать у них положительное отношение к еде, сну, умыванию, купанию.

Но как бы хорошо ни удовлетворялись органические потребности маленького организма, одного этого недостаточно. Ребенок не может правильно развиваться при недостаточном влиянии на его нервно-психическую деятельность.

У неразвитых, неэмоциональных, малоподвижных детей отмечается и недостаточное общее физическое развитие, бедность движений и плохое здоровье.

В жизнедеятельности организма ребенка большое значение имеют эмоциональные реакции. Такие положительные эмоции, как улыбка, общее оживление и «гуление», возникают очень рано, причем обычно в ответ на обращение взрослых. При недостаточности эмоциональной реакции затрудняются нормальное развитие мышечного и костно-суставного аппаратов, нормальное функционирование внутренних органов, а также интенсивность обмена веществ в тканях организма. Таким образом, физическое развитие малышей в значительной степени зависит от условий, стимулирующих их нервную деятельность.

Согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, в основе благоприятного влияния систематических занятий физической культурой на opганизм детей лежит принцип упражняемости функций нервной системы путем тренировки ее повторными упражнениями. При этом каждый раз образуются все новые и новые рефлекторные связи, совершенствуется нервная система, развиваются двигательные и другие функции организма.

Во время занятий физическими упражнениями оживляется деятельность нервно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, дыхательного аппарата, функций обмена веществ.

Положительное влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм детей может быть достигнуто только при соблюдении соответствующих дозировок и условий, которые не превышали бы возможностей их организма.

Очень важно правильно определить последовательность в обучении детей тем или иным движениям; благотворное влияние гимнастических упражнений скажется только в том случае, если они будут своевременно и правильно применяться.

При одних условиях дети сначала учатся ползать, а за­тем садиться, при других — рано начинают сидеть и совсем не ползают. По-разному дети переворачиваются на живот, садятся, встают, ползают, ходят. Все это свидетельствует о том, что в формировании движений существенная роль при­надлежит развитию нервной системы. Oгромное значение имеют внешние раздражения, воздействующие на зрение, слух, ощущения, побуждающим ребенка к тому или иному движению.

В каждой семье необходимо создать блaгоприятные условия для развития движений детей. С первых месяцев жизни надо предоставлять им свободу для удобного передвижения, привлекать взор и слух разнообразными яркими и звучащими предметами и стимулировать их активность.

Основная задача родителей развивать активные движе­ния ребенка. Надо учить его тянуться и брать предмет; не си­деть, а садиться; не стоять, а вставать самому, держась за опору.

Сначала рекомендуется развивать у ребенка способность брать и удерживать предмет и только за тем переворачиваться на живот. Такая последовательность позволит малышу актив­нее двигаться лежа на животе. Умея брать предметы, он, перевернувшись на живот, не будет бездействовать, а сможет играть, скорее научится ползать.

При ползании действуют почти все мышцы, что способ­ствует их развитию и улучшению питания. Поэтому правиль­нее сначала научить ребенка ползать, а затем сидеть, так как тогда он активнее будет тянуться за упавшей игрушкой, а не сидеть сохраняя одну и ту же позу, что очень утомитeльно и, конечно, может вредно отразиться на формировании его осанки. Однако, чтобы своевременно научить детей ползать, садиться и вставать, следует включать в режим дня занятия физическими упражнения, и в первую очередь гимнастику и массаж.

Дети старше года также развиваются по-разному. Степень развития малышей легче всего определять в зависимости oт усвоения ими ходьбы, бега, лазания и метания.

Нормально развивающийся ребенок обычно к году начинает самостоятельно ходить и пробует перешагивать через небольшие препятствия, стараясь сохранить, равновесие. Вна­чале он ходит широко расставляя ноги, шаркая ими или слегка сгибая колени, разводит руки в стороны. Постепенно к 3 го­дам ходьба автоматизируется.

Дети младшего возраста еще не бегают, а ходят в уско­ренном темпе, плохо ориентируясь в пространстве, пытаются вскарабкаться на диваны, стулья, бревна и лесенки. Лазание им удается выполнять только с опорой на ноги; у них очень слаб плечевой пояс и возможно растяжение связок.

Замахиваться и бросать игрушки дети начинают не ранее чем в 1,5 года. Проводя с малышами игровые развлечения, следует всегда помнить, что они быстро устают, поэтому надо как можно чаще менять исходные положения — стоя, сидя и даже лежа (конечно, на подстилке-коврике).


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний