Профилактика болезни опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки у детей

14 Декабря в 23:37 3712 0


Болезни опорно-двигательного аппарата

Хорошее развитие опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы, играющих ведущую роль в удержа­нии головы и туловища в прямом положении, зависит от установления правильного двигательного режима с самого раннего детства. Однако у ослабленных детей, в костной системе которых имеется много неокостеневшей (хрящевой) ткани и слабая мышечная система, могут возникать различ­ные отклонения: нарушения осанки, плоскостопие, вывих бедра, мышечная кривошея, косолапость и др.

Нарушение осанки

Присмотритесь внимательно к своему малышу, последите за тем, как он сидит, стоит, ходит, как держит голову. Неправильно думают родители, считающие, что осанка дана ребенку от рождения. Формировать правильную осанку значит влиять на многие функции организма, способствовать воспитанию характера и дисциплинированности.

Осанка, или привычная поза, приобретаемая в течение всего периода роста, во многом зависит от положения позво­ночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.

В первые месяцы жизни, когдa ребенка начинают повора­чивать и класть на живот, он двигает головой в стороны, а затем поднимает ее и удерживает в поднятом положении. При этом у него развиваются мышцы шеи и в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед. Когда же ребенок начинает сидеть, образуется второй изгиб позвоночника в грудной его части, выпуклостью обращенный назад. Затем ребенок начинает ползать, а потом постепенно становится на ноги и начинает ходить. При вставании ребенка на ножки таз его поворачивается вокруг головок бедренных костей, наклоняется вперед, вызывая появление третьего изгиба позвоночника в поясничной части, выпуклостью обращенного вперед. Эти изгибы позвоночника называются физиологическкми, т. е. правильными, нормальными, кривизнами. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов oт толчков и сотрясений, так как обеспечивают пружинящую роль позвоночника при движениях и позволяют удерживать равновесие тела.

Вместе с физиологическими кривизнами позвоночника начинает формироваться и привычное положение головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота и др., т. е. начинает определяться осанка.

Осанка зависит не только от правильного взаиморасположения отдельных частей тела, но и от тонуса мышц которые удерживают позвоночник.

При хорошей осанке у детей 2—3 лет мышцы, особенно тe, которые удерживают позвоночник в правильном положении, должны быть умеренно напряжены. Голова должна держаться прямо, плечи на одном уровне, слегка развернуты, грудь несколько выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

Очень часто родители требуют от малышей напряженных поз, считая их признаком хорошей осанки. Между тем чрезмерное напряжение мышц делает осанку неестественной, напряженной и некрасивой, а главное, быстро утомляющей ребенка.

При нормальном росте и развитии ребенка формируется, правильная осанка: под влиянием отрицательных факторов появляются нарушения, или дефекты, осанки. Эти отклонения возникают в связи с неравномерным развитием мышц спины, живота, бедер, шеи, удерживающих позвоночник при неправильном общем режиме жизни ребенка (недостаточные прогулки, пассивный отдых, неправильное питание, слишком мягкая постель) и различных болезнях, ослабляющих его.

Родители должны иметь в виду, что дефекты осанки, возникающие у детей раннего возраста, выражены в нерезкой, расплывчатой форме и отличаются большим непостоянством. Вследствие этого очень трудно предвидеть, по какому пути пойдет развитие нарушений. Среди начальных дефектов, осанки наиболее часто встречается вялая осанка (неустойчивая, неряшливая). Это та основа, на которой легче всего образуются более устойчивые формы дефектов осанки и деформаций позвоночника. Плохая осанка характеризуется увеличенными шейным и грудным изгибами позвоночника, слегка опущенной головой, опущенными и сдвинутыми вперед плечами, запавшей грудной клеткой, отстающими oт спины лопатками и свисающим животом, иногда слегка согнутыми в коленных суставах ногами.

Одной из основных причин формирования плохой осанки является слабое развитие мускулатуры. Ребенок с вялой осанкой часто меняет положение отдельных частей тела и производит впечатление утомленного или заболевшего.

Дефекты осанки, возникающие в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка еще имеется большое количество неокостеневшей ткани, нередко являются следствием неправи.пьного ношения (всегда на одной руке) маленького ребен­ка. Дефекты осанки возникают и в результате того, что малыша слишком рано начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые разгибатели спи­ны еще не подготовлены к статической нагрузке, что и ведет к возникновению дефекта. Именно поэтому в грудном воз­расте рекомендуется применять больше упражнений в по­ложении стоя на четвереньках, чтобы подготовить полно­ценный переход в положение сидя.

Для укрепления больших мышечных групп, способствующих удержанию туловища в правильном положении, реко­мендуется в гимнастику с детьми раннего возраста включать следующие упражнения (рис 73): рефлекторное разгибание спины (1); укладывание на живот (2): полуповороты тулови­ща (3); отведение плеч назад (4); прогибание спины (5); сгибание ног к животу (6); переход в положение сидя (7); прогибание спины - «парение» (8); напряженное выгибание на боку (9); прогибанне спины - мост (10); упор на руках (11); доставаниe мяча (12).

Профилактика болезни опорно-двигательного аппарата у детей

Профилактика болезни опорно-двигательного аппарата у детей

Рис. 73. Профилактика болезни опорно-двигательного аппарата у детей

В занятиях с детьми старше года для формирования пра­вильной осанки следует включать упражнения с обручем, мячом, палкой, веревкой, мешочком, булавой, а также на ящике, скамейке, горке.

Упражнения с обручем.

Для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев: из положения лежа на животе ребенок тянется к обручу, который держит перед ним взрослый.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ребенок, лежа на животе, тянется к обручу, который удерживает взрослый на высоте 10 - 12 см oт пола, взрослый одной рукой фиксирует ноги ребенка; ребенок лежит на спине, захватив обруч на ширине плеч, взрослый фиксирует ноги ребенка и, потягивая за обруч стимулирует приседание, ребенок приподнимается над полом на 10—15 см.

Для детей 2 - 3 лет: ребенок перетягивает обруч вначале лежа на животе, затем на спине: «кто сильнее» — ребенок тянет обруч к груди, при этом голову не должен наклонять ни вперед, ни назад.

3. Упражнения с мячом.

Для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев: ребенок стоя удерживает мяч на голове двумя руками с помощью взрос­лого.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ходьба с мячом на голове, взрослый помогает удерживать мяч.

Для детей 2—3 лет: ходьба с мячом на голове без помощи взрослого; из положения лежа на животе отталкивание мяча от себя двумя руками.

Упражнения с палкой.

Для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев: ребенок лежит на животе и захватывает вытянутыми руками палочку над головой, взрослый «отнимает» палочку так, чтобы малыш оказывал сопротивление.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ребенок лежит на спине, взрослый фиксирует его ноги; ребенок старается при­сесть, держась за палочку; ребенок лежит на животе, взрослый одной рукой фиксирует.

Для детей 2—3 лет: перетягивание палки сначала лежа на спине, затем на животе, взрослый и ребенок тянут палку каждый в свою сторону. Следить, чтобы ребенок не опускал голову и не поднимал плечи.

Упражнение с веревкой.

Для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев: ребенок про­ползает под веревкой, поднятой на высоту 40 - 45 см от пола.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ребенок пропол­зает под веревкой, выпрямляется и поднимает руки вверх.

Для детей 2 - 3 лет: взрослый держит один конец веревки, ребенок - другой: начиная перетягивание веревки, ребенок сближает лопатки, не опуская голову, взрослый ему уступает.

Упражнения с мешочком.

Для детей от 1 года до 2 лет: в исходном положении лежа на животе ребенок старается достать мешочек, находящийся на расстоянии полусогнутых рук.

Для детей 2 — 3 лет: лежа на животе, ребенок стремится достать мешочек и приподнять его на 2 - 4 см от пола; ходьба с мешочком на голове.

Упражнения с булавами.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ползание между булавами; лежа на животе, захватить булаву вытянутыми руками.

Для детей 2 — 3 лет: упражнение аналогично предыдущему, но поднимать булаву на 4 - 8 см над головой, ноги фиксирует взрослый.

Упражнение на ящике.

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет: ребенок лежит на животе на ящике, взрослый фиксирует его ноги и предлагает сделать движение руками - «помахали крылышками».

Для детей 2—3 лет: ребенок, лежа на животе, делает «ласточку» — разводит руки в стороны, соединяет и слегка приподнимает ноги.

Упражнение на скамейке.

Для детей от 2 до 3 лет: из исходного положения лежа на спине на скамейке ребенок приподнимается и садится. Bзpocлый фиксирует его ноги.

Упражнение на горке.

Для детей от 1 года до 3 лет: скатывание с горки на животе, руки за спиной, затем за головой; скатываться вперед головой, а затем вперед ногами. Следить, чтобы ребенок не опускал голову.


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний