Методика массажа при плоскостопии

03 Декабря в 17:12 4078 0


Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее сво­дов. В анатомическом строении стоп различают два свода - продоль­ный и поперечный. При уплощении продольного свода плоскостопие называется продольным, при уплощении поперечного свода - попе­речным. Последнее встречается редко - обычно у женщин в связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке при связочно-мышечной недостаточности.

При продольном плоскостопии свод стопы понижается в на­правлении от пальцев к пяточной кости, а при поперечном - свод сто­пы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости.

В зависимости от причин различают врожденную плоскую сто­пу, паралитическую, рахитическую, травматическую и статическую.

Врожденное плоскостопие возникает вследствие различных пороков развития. В этом случае плоскостопие обнаруживается вско­ре после рождения ребенка и может быть одно - или двусторонним.

Паралитическое - как следствие полиомиелита при параличе одной или обеих большеберцовых мышц. Как в первом, так и во вто­ром случае, ребенку бывает необходима специализированная меди­цинская помощь (лечение гипсовыми повязками, назначение специ­альных стелек, поддерживающих свод, и специальная обувь).

Рахитическое плоскостопие возникает в связи с мягкостью кос­тей и общего ослабления мышечно-связочного аппарата.

Травматическое - как следствие после перелома костей стопы и голени.

Статическое плоскостопие развивается у детей вследствие слабости мышечного тонуса, перегрузки стоп и пользования нерацио­нальной обувью при недостаточно развитых мышцах нижних конечно­стей.

В последнем случае понижение высоты свода стопы возникает прежде всего тогда, когда на стопу постоянно действует большая ве­совая нагрузка, например у тучных детей с нарушенным жировым об­меном веществ.

Статическое плоскостопие развивается также у людей, которые большую часть дня проводят на ногах (почтальоны, официанты, па­рикмахеры, продавцы, массажисты, лица ряда рабочих профессий и т.д.).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы. Эти мышцы ослабевают и атрофируются.

Особенно большую роль играет функция задней большеберцовой мышцы, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их. Напряжение сухожилий сгибателей пальцев так­же мешает понижению высоты сводов стопы. Слабость мышечного аппарата приводит к растягиванию мышц, ладьевидная кость пере­мещается книзу и кнутри.

В начальных стадиях плоскостопия при ходьбе, к концу дня по­является быстрая утомляемость нижних конечностей, особенно, в об­ласти икроножных мышц. В дальнейшем присоединяются боли в по­дошвенном отделе стопы, которые зависят от растяжения связок сус­тавов, а в некоторых случаях, от давления костей на нервные стволы, идущие к пальцам. Типичными болевыми точками являются центр свода, место соединения таранной и ладьевидной костей и наружный край середины стопы. Признаком плоскостопия являются удлинение стоп и расширение их в средней части, снижение продольного свода. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп.

У детей раннего возраста особенно хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это ошибочно может быть принято за плоскостопие. Поэтому, окончатель­ный диагноз подтверждается методом плантографии (отпечатком сто­пы с помощью красящих растворов) и телерентгенометрии.

В результате получают отпечаток (оттиск опорной поверхности стопы), по форме которого можно установить наличие у ребенка плос­костопия (рис.334). Для получения отпечатка пользуются разными ме­тодами. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является метод отпе­чатка стопы на белый лист бумаги. Нормальная здоровая стопа имеет две кривизны - продольную и поперечную.

При поперечном плоскостопии передний отдел стопы распла­стан, что является одной из причин деформации пальцев. У основа­ния большого пальца появляется костное утолщение, которое разрас­тается в виде шишки.

Лечение плоскостопия должно быть ком­плексным, направленным на укрепление мы-шечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяется лечебная гимнастика, массаж. Нормальная установка стопы достига­ется также ношением специальной обуви, сте­лек-супинаторов и элеваторов.

Задачи массажа: способствовать укреп­лению мышц свода стопы; снять локальное мышечное утомление в отдельных мышечных группах; уменьшить болевые ощущения в мыш­цах; способствовать устранению застойных яв­лений в кровеносных сосудах нижних конечно­стей; восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства. Плоскостопие. Массаж оказывает особенно заметное действие в тех случаях, когда ребенок жалуется на чувство утомления и тяжесть в ногах, болезненность по передней поверхности голени и в области стопы.

Методика массажа

Исходное положение ребенка лежа на спине. Сеанс массажа начинается с массажа ноги, применяя поглаживание для общего воз­действия. Прием проводится от стопы к паховой области, по передней и задней поверхности бедра и голени, каждый раз обходя коленную чашечку снизу и избегая толчков в области коленного сустава.

Затем проводят массаж голени. Сначала массируется задняя, потом передняя поверхность голени. Применяют приемы поглажива­ния (продольное прямолинейное, гребнеобразное), выжимание (про­дольное, обхватом), разминание (ординарное, щипцеобразное попе­речное, фалангами согнутых пальцев, стимуляция мышц), растирание (лучевым краем кисти проводится на передней поверхности голени) и легкие ударные приемы (рубление, поколачивание). Особое внимание следует уделять задней поверхности мышц голени. Все массажные движения выполняются по направлению от голеностопного к коленно­му суставу.

После массажа голени переходят к массажу голеностопного сустава, применяя приемы концентрического поглаживания и расти­рания (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, «щипцами»). Растирание чередуется с пассивными движениями стопы в голеностопном суставе. При растирании голеностопного сустава прием следует проводить очень осторожно, с небольшим смещением связок и мышц, иначе это приведет к снижению сократительной функ­ции мышц и увеличению разболтанности суставов.

Основными пассивными движениями при плоскостопии явля­ются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот вовнутрь). Нельзя проводить пронацию стопы, это движение усиливает патологическое состояние связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. Помимо вышеуказанных движений можно осторожно выполнять круговые движения стопы по ходу и против ча­совой стрелки. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разбол­танность суставов, пассивные движения должны проводиться в пре­делах, не превышающих физиологическую амплитуду движения.

Затем продолжают массаж на подошвенной поверхности стопы (непосредственно сводов стопы). Массаж подошвы стопы проводят в положении лежа на животе (ребенку до трех лет рекомендуется лежа на спине). Голень приподнять под углом 45°. Если массаж проводят одной рукой, то другой рукой поддерживают ногу за голеностопный сустав. При массаже двумя руками стопа должна лежать на валике. Массаж стоп проводится для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции.

Применяют приемы поглажива­ния (тыльной стороной кисти, гребнеобразное), поперечное выжима­ние, гребнеобразное растирание, разминание (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев) и ударные приемы (поколачивание пальцами). Все приемы выполня­ются по направлению от кончиков пальцев до пяточной области.

На подошвенной поверхности стопы, помимо массажа, выпол­няются и рефлекторные физические упражнения (подошвенный реф­лекс). Рефлекторные движения проводятся детям от 1,5 до 6 месяцев жизни, когда у ребенка выражен физиологический гипертонус сгиба­телей мышц нижних конечностей с целью стимуляции активных дви­жений стопы. Рефлекторные упражнения проводятся следующим об­разом: при легком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев ребенок рефлекторно сгибает пальцы ног. Если провести по наружной стороне подошвы по направлению от пальцев к пятке, то возникает рефлек­торное разгибание пальцев стопы. Повторяют 2-3 раза для каждой стопы.

Полезно после массажа применять механические массажеры для стоп.

Методические указания

1. Длительность сеанса массажа 10-15 минут. Курс массажа -10-15 сеансов, ежедневно или через день.

2. Приемы массажа детей грудного и раннего возраста должны этличаться от массажа для взрослых легкостью и нежностью.

3. Массаж особенно эффективен при лечении плоскостопия у детей дошкольного возраста, а у детей школьного возраста менее эффективен.

4. Массаж сочетают с лечебной гимнастикой, его можно прово­дить до и после гимнастики. При наличии болей массаж следует на­значать после гимнастики.

5. Все физические упражнения, в первую очередь, должны быть направлены на приближение переднего отдела стопы (носка) к задне­му (пяточной области), то есть способствовать углублению свода сто­пы. Например, когда ребенок поднимает внутренний край стопы (косо­лапит), то напрягаются мышцы, поддерживающие свод и мешающие ему опускаться. В результате выполнения движения приведения сто­пы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус.

С этой целью рекомендуется в домашних условиях выполнять специальные упражнения с различными предметами, например, пере­кладывание стопой мелких предметов, сжатие стопой резиновой гру­ши, подтягивание пальцами ног матерчатого коврика, захватывание и удержание обеими стопами мяча, захватывание пальцами небольших предметов (булавы, карандаша), а также делать упражнения, стоя на бревне или набивном мяче.

Полезна также в теплое время ходьба по песку и камням на пляже.

6. При выраженном плоскостопии, сопровождающемся вальгусной установкой пяточных костей, проведение лечебной физкультуры и массажа должно сочетаться с назначением специальной стельки, спо­собствующей супинации стопы и поддерживанию продольного свода.

М.М. Погосян

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний