Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 6 — 9 мес

12 Декабря в 23:33 976 0


У ребенка в возрасте 6 — 9 мес появляется много условных связей с окружающим миром, увеличивается число активных движений. Поэтому комплекс физических упражнений расширяется и включает активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.

1. Круговые движения руками (упражнение пассивное).
2. Массаж живота.
3. Поочередное разгибание рук вперед.
4. Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).
5. Поднимание туловища.
6. Поворот со спины на живот, держась за руки.
7. Массаж стоп.
8. Отведение плеч назад со сведением лопаток.
9. Массаж грудной клетки.
10. Присаживание.
11. Поднимание ног и туловища (упражнение пассивно-активное).
12. Попеременное сгибание и разгибание рук (упражнение пассивно-активное).
13. Активные повороты на живот.
14. Вставание на ноги с помощью.
15. Ползание за игрушкой с помощью.
16. Игра «пальцы ног — рот» .
17. Разведение бедер из положения сидя с приведением друг к другу наружных краев стоп.
18. Переступание (упражнение активное).

Продолжительность занятий 12—15 мин, каждое упражнение повторяют 6—8 раз.

1. Круговые движения руками (упражнение пассивное). Взрослый дает обхватить руками свои большие пальцы и выпрямленными руками ребенка проделывает круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях снизу вверх и сверху вниз (рис. 49). 4—6 раз. Упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц пояса верхних конечностей.

2. Массаж живота — поглаживание (см. рис. 5), растирание (см. рис. 22). По 8—10 раз каждый прием.

3. Поочередное разгибание рук вперед. Лежащему на спине ребенку дают в руки кольца. Взрослый поочередно поднимает за кольца руки ребенка, выпрямляя их вперед, и опускает. 8—10 раз. Упражнение можно выполнять и без колец, дав ребенку захватить свои пальцы (рис. 50). Упражнение направлено на укрепление мышц рук и развитие хватательных движений.

4. Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное). Большими и указательными пальцами обеих рук обхватить как бы кольцом голени ребенка так, чтобы большие пальцы были снизу, а указательные сверху, остальные пальцы положить на коленные чашечки; затем поднимать выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и вернуться в исходное положение (рис. 51). 6—8 раз. Упражнение способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.

5. Поднимание туловища. Ребенок лежит на спине. Взрослый захватывает его ноги левой рукой у голеностопных суставов так, чтобы большой палец руки был снизу, а остальные сверху. Придерживая правой рукой ребенка под спину, поднять ноги и туловище вверх над столом, не отрывая головы от поверхности стола и не допуская на нее большой нагрузки, опустить (рис. 52). 2 раза. Упражнение улучшает кровообращение головы и верхних отделов туловища, способствует прогибанию позвоночного столба в шейном и грудном отделах.

6. Поворот со спины на живот, держась за руку. Ребенок лежит на спине. Взрослый захватывает правую кисть ребенка правой рукой. На уровне глаз ребенка кладут игрушку (рис. 53). Упражнение выполняется последовательно: на счет «раз» руку ребенка слегка потянуть вперед и к средней линии туловища, побуждая его самостоятельно перевернуться на левый бок, на счет «два» на живот. Перед' началом упражнения взрослый говорит ребенку: «Возьми игрушку». Это же упражнение повторяют с поворотом в другую сторону. 4—5 раз. Упражнение способствует укреплению мышц туловища п развитию навыка поворота со спины на живот.

7. Массаж стоп — поглаживание (см. рис. 13), 8— 10 раз, растирание пальцев стопы (см. рис. 28), 6—8 раз, растирание стопы (см. рис. 29), 8 - 10 раз.

8. Отведение плеч назад со ( ведением лопаток. Взрослый, дав обхватить руками ребенка свои указательные пальцы, выпрямляет его руки вперед (голова ребенка при этом слегка приподнята над столом), затем взрослый одновременно сгибает руки ребенка в локтях, отводит их вниз и назад и прижимает к боковым поверхностям грудной клетки. При этом плечи ребенка отводятся назад (рис.54). 2—4 раза. Пассивным детям упражнение противопоказано из-за возможности переразгибания и растяжения плечевых суставов. Упражнение укрепляет мышцы спины и пояса верхних конечностей.



9. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, вибрация (см. рис. 40).

Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 6 — 9 мес
Рис. 49-59. Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 6 — 9 мес

10. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч (см. рис. 41), за руки (см. рис. 47).

11. Поднимание ног и туловища (упражнение пассивно активное). Ребенка положить на живот. Подложив пальцы своих рук под бедра ребенка так, чтобы они были над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, приподнимают ноги и туловище ребенка над поверхностью стола. Ребенок должен выпрямлять руки и опираться ими о стол (рис. 55). Повторить не более 2 раз. Упражнение укрепляет мышцы рук и туловища.

12. Попеременное сгибание и разгибание рук (упражнение пассивно-активное). Сидящему ребенку взрослый дает обхватить свои большие пальцы, после чего начинает сгибать и разгибать руки в локтевых и плечевых суставах попеременно (рис. 56). 8—10 раз. Упражнение способствует укреплению мышц рук и всего пояса верхних конечностей.

13. Активные повороты на живот. Ребенок лежит на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети правой рукой, левой рукой кладет игрушку слева или справа, примерно на расстоянии вытянутых рук ребенка, и предлагает достать ее («Достань игрушку», «Возьми колечко»). При этом ребенок постепенно самостоятельно переворачивается на живот (рис. 57). 2—3 раза.

14. Вставание на ноги с помощью. Ребенок лежит на животе. Взрослый берет ребенка под мышки и на счет «раз» ставит на колени на весу, на счет «два» — ставит на ноги, на счет «три, четыре, пять» — удерживает малыша на ногах, на счет «шесть» — возвращает его в исходное положение (рис. 58). 6—8 раз. Упражнение подготавливает ребенка к стоянию.

15. Ползание за игрушкой с помощью. Ребенок лежит на животе, полусогнутыми ногами упираясь в ладонь взрослого, игрушка находится впереди. Словми «достань игрушку» взрослый стимулирует ползание (рис. 59). Длительность упражнения 2—3 мин.

16. Игра «пальцы ног — рот». Взрослый, соединив ноги ребенка вместе, приводит их пальцы ко рту (рис. 60). 4 — 6 раз. Упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, живота, способствует развитию гибкости у ребенка, облегчает отхождение газов. Упражнение можно дополнить легким поднятием головы малыша с помощью взрослого (рис. 61).

17. Разведение бедер в сидячем положении с приведением друг к другу наружных краев стоп (рис. 62) и касанием пяток (рис. 63). Взрослый должен зафиксировать стопы ребенка и слегка вывернуть их кнаружи. Упражнение направлено на укрепление мышечно-связочного аппарата ног и особенно стоп. По 4 — 6 раз каждое упражнение.

Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 6 — 9 мес
Рис. 60-63. Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 6 — 9 мес

18. Переступание (упражнение пассивно-активное). При поддержке под мышки взрослый ставит ребенка лицом к себе. Поддерживая его обеими руками, побуждает ребенка к переступанию. 2 — 3 раза. Упражнение развивает навык переступания, укрепляет мышцы ног и туловища.

Если ребенок хорошо стоит, то для переступания достаточно поддерживать его за руки, согнутые в локтях. Ребенок делает при этом 5 — 8 шагов. Повторить 1 — 2 раза. Упражнение развивает навык ходьбы.

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний