Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 1— 3 мес

12 Декабря в 22:11 963 0


Занятия массажем и гимнастикой рекомендуется начинать с 1,5—2-месячного возраста. Такой начальный срок для систематического физического воспитания здорового ребенка определяется физиологическими особенностями — выходом из периода новорожденности, большей выносливостью кожи к механическим и термическим воздействиям, а также определенной зрелостью нервной системы, развитием зрительной и слуховой сосредоточенности.

Применяют те физические упражнения, к которым в данном возрасте подготовлен нервно-мышечный аппарат ребенка, т. е. с учетом тонуса мышц и рефлекторной активности. Родители должны знать, что общий массаж продолжается обычно до 6 мес, а массаж мышц спины и живота — до года, так как его влияние на развитие мышц и активных движений постепенно снижается. В то же время повышается роль физических упражнений, поэтому в упражнения для подготовки ребенка к ползанию, сидению, стоянию включаются различные активные движения.

В первые месяцы жизни очень важно вызвать перед занятием «комплекс оживления». В каждое занятие включают упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц спины, живота, груди. Упражнения должны сопровождаться речевыми указаниями, словами, с 7 — 8 мес надо стараться побудить к выполнению упражнения по слову.

Начинать занятия гимнастикой лучше с упражнений в горизонтальном положении; это способствует укреплению мышц спины, живота, формированию правильной осанки, значительно стимулирует дыхание и кровообращение. Если ребенок отказывается выполнить какое-либо упражнение, нельзя принуждать его; нужно через одно-два упражнения снова предложить его или повторить в следующем занятии. Только систематическое, длительное, последовательное применение физических упражнений и массажа способствует совершенствованию функций всех жизненно важных ор« ганов и систем.

Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 1— 3 мес

В этом возрасте отмечается повышенный тонус мышц рук и ног, выявляются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводят только поглаживающий массаж и отдельные рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявление врожденных рефлексов — подошвенного, ножного, спинного и др.

1. Массаж рук — поглаживание.
2. Массаж живота — поглаживание.
3. Массаж ног — поглаживание.
4. Выкладывание на живот (феномен ползания).
5. Вызывание слухового, зрительного сосредоточении при положения на спине.
6. Массаж спины — поглаживание.
7. Рефлекторное ползание на животе.
8. Рефлекторное разгибание позвоночного столба (спинной рефлекс).
9. Массаж стопы — поглаживание.
10. Рефлекторное упражнение для стоп — сгибание и разгибание пальцев ног (подошвенный рефлекс).
11. Рефлекторное ползание на спине.
12. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, вращение в тазобедренных суставах.
13. Боковое ношение ребенка.
14. Угловое (боковое) полулежачее положение малыша.

1. Массаж рук — поглаживание. Положить ребенка на спину ногами к себе. Вложить свой большой палец в его правую руку и, таким образом придерживая ее, поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность от кисти к плечу, 8—10 раз. Аналогичным образом массировать другую руку (рис. 4).

2. Массаж живота — поглаживание. Ладонью правой руки по ходу часовой стрелки поглаживают живот, минуя область печени (правая подреберная область), 8—10 раз. Затем правой рукой сверху вниз поглаживают левую половину живота, одновременно левой рукой — правую снизу вверх, 6—8 раз. Массаж живота способствует отхождению газов, улучшению сокращения кишок и укреплению мышц брюшного пресса (рис. 5, 6).

3. Массаж ног — поглаживание. Одной рукой поддерживают ногу ребенка за нижнюю часть голени и за стопу, ладонью другой руки поглаживают по наружной и задней стороне голени и бедра в направлении к паху. 8— 1 0 раз
(рис. 7).

4. Выкладывание на живот (феномен ползания). Ребенка кладут на живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой, голова слегка повернута в сторону. В таком положении ребенок поднимает и удерживает в поднятом состоянии голову (рис. 8). При выполнении упражнения укрепляются мышцы спины; назначают его со 2-го месяца жизни.

5. Вызывание слухового, зрительного сосредоточения из положения на спине. Фиксируют ноги ребенка одной рукой, яркой озвученной игрушкой стараютс я вызвать зрительное и слуховое сосредоточение. Движением игрушки вправо, влево можно вызвать поворот головы в соответствующую сторону (рис. 9).



Упражнение 1-12
Рис.4-17. Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 1— 3 мес

6. Массаж спины — поглаживание. Двумя руками тыльной стороной поглаживают длинные мышцы спины от ягодицы к голове (рис. 10).

7. Рефлекторное ползание на животе. Ребенок лежит на животе на руке взрослого и полусогнутыми ногами отталкивается от другой руки взрослого. Упражнение укрепляет мышцы туловища и разгибателей ног (рис. 11).

8. Рефлекторное разгибание позвоночного столба (спинной рефлекс). Ребенок лежит на боку. Слегка нажимая двумя пальцами, проводят ими вдоль позвоночного столба от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает спину вперед (рис. 12). Упражнение выполняется по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку. Укрепляет мышцы спины.

9. Массаж стопы — поглаживание. Положить ребенка на спину ногами к себе. Ногу ребенка берут за голень одной рукой. Тыльной стороной пальцев другой руки поглаживают подошву от пальцев к пяткам и обратно (рис. 13) 10 —12 раз.

10. Рефлекторное упражнение для стоп — сгибание и разгибание пальцев ног (подошвенный рефлекс). Ногу лежащего на спине ребенка захватывают чуть выше голеностопного сустава, указательным пальцем другой руки слегка надавливают у основания пальцев на кожу и мышцы подошвы ребенка таким образом, чтобы вызвать сгибание пальцев (рис. 14) 6 раз. Упражнение способствует укреплению стопы и пальцев ног.

11. Рефлекторное ползание на спине. Ребенок, лежа на спине на ладони взрослого, полусогнутыми ногами отталкивается от нее (рис. 15).

12. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, вращение в тазобедренных суставах.Пассивные упражнения для ног выполняются с 2-месячного возраста. Взрослый обхватывает руками обе ноги ребенка немного выше голеностопных суставов, попеременно сгибает и разгибает их в коленном и тазобедренном суставах (рис. 16).

Вращение ног в тазобедренных суставах для мальчиков. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола.

Обхватив руками снизу голени соединенных полусогнутых ног ребенка, взрослый, не разъединяя их, производит в медленном темпе круговые движения в тазобедренных суставах (2—3 раза в каждую сторону) (рис. 17). Упражнение укрепляет мышцы, развивает гибкость и подвижность поясничной части позвоночого столба и тазобедренных суставов.

Вращение ног в тазобедренных суставах для девочек. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стала. Обхватив руками внизу голени соединенных выпрямленных ног ребенка, взрослый сгибает их в коленных и тазобедренных суставах до прикосновения бедер к животу. Далее, осторожно разводя ноги в стороны, опускается вниз до исходного положения.

Повторяют 2—3 раза, а затем 2 — 3 раза в обратном порядке: вначале слегка разводят ноги ребенка в стороны, затем сгибают их до прикосновения бедер к животу, соединяют и опускают. Упражнение укрепляет мышцы тазового дна и связочного аппарата тазобедренных суставов.

13. Боковое ношение ребенка. Взрослый прижимает ребенка с согнутыми в коленях ногами и сомкнутыми стопами к своему туловищу (рис. 18). Такая поза способствует правильному развитию суставов, особенно тазобедренных, укрепляет группы мышц, участвующих в акте сидения. Такое ношение можно начинать с 2-месячного возраста и продолжать в течение первого полугодия жизни. Продолжительность вначале 3—6 мин, затем — до 20—30 мин, 2—3 раза в день ежедневно.

Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 1— 3 мес
Рис.18-19. Комплекс физических упражнений и массажа для детей в возрасте 1— 3 мес

14. Угловое (боковое) полулежачее положение (рис. 19) также можно использовать в возрасте от 2 до 6 мес с целью развития основных суставов и мышц, как и боковое ношение ребенка (см. рис 18).

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний