Комплекс физических упражнений для детей в возрасте 9 — 12 мес

12 Декабря в 23:33 798 0


В этом возрасте у ребенка значительно развиты активные, согласованные движения, подготавливающие его к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения.

Ребенок уже понимает речь и может выполнять задания по указанию взрослого.
1. Круговые движения руками с кольцами. .
2. Массаж живота.
3. Активное поднимание выпрямленных ног в положении лежа на спине.
4. Массаж спины.
5. Сгибание и разгибание рук («бокс») стоя или сидя с использованием колец.
6. Приседание (упражнение активное).
7. Наклоны туловища вперед (упражнение активное).
8. Активное прогибание спины («мост»).
9. Поворот со спины на живот.
10. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине.
11. Упражнение сесть-встать.
12. Активное вставание на ноги.
13. Круговые движения стопами.
14. Дыхательное упражнение.
15. Ползание на четвереньках.
16. Игра с мячом сидя и стоя.
17. Приплясывание.
18. Ходьба с каталкой.

Продолжительность комплекса физических упражнений и массажа 15 мин.
1. Круговые движения руками с кольцами выполняются так же, как показано на рис. 49, только вместо больших пальцев взрослого ребенок захватывает кольца. 6—8 раз.

2. Массаж живота — поглаживанием (см. рис. 5), растиранием (см. рис. 22). По 10—12 раз каждый прием. Продолжительность массажа 2 мин.

3. Активное поднимание выпрямленных ног в положении лежа на спине. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола. Взрослый держит легкую цветную палочку (дощечку) на высоте выпрямленных в вертикальном положении ног ребенка и словесно побуждает его достать палочку (дощечку) ногой. Ребенок должен самостоятельно приподнять ноги и прикоснуться ими к палочке (дощечке) (рис. 64). 3—4 раза.

4. Массаж спины — поглаживанием (см. рис. 10), растиранием (см. рис. 25), разминанием (см. рис. 26). По 10— 12 раз каждый прием. Продолжительность массажа 2— 3 мин.

5. Сгибание и разгибание рук («бокс») стоя или сидя с использованием колец. Ребенок стоит па столе лицом к взрослому. Вложив в руки ребенка маленькие колечки и дав ему ухватиться за них, поочередно сгибают и разгибают руки на уровне груди ребенка. При выполнении упражнения взрослый должен давать команду согнем ручки» и т. д., а также следить за правильностью траектории и ритма движений (рис. 65). Если ребенок самостоятельно еще не стоит, то упражнение выполняют сидя 10- 15 раз. Упражнение укрепляет сгибатели и разгибатели рук и мышц пояса верхних конечностей.

6. Приседание (упражнение активное) можно выполнять самостоятельно по команде или при поддержке ребенка с помощью колец или рук взрослого. Ребенок стоит лицом к взрослому, держась за большие пальцы рук или кольца. Движением рук взрослый побуждает ребенка присесть, не наклоняясь вперед, и вернуться в исходное положение (рис. 66). 3 — 5 раз. Упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей.

7. Наклоны туловища вперед (упражнение активное). Ребенок стоит спиной к взрослому, который фиксирует его голени левой рукой, а правой поддерживает туловище (в нижней части грудной клетки и в верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берет игрушку, а по просьбе «дай мне игрушку» — выпрямляется и отдает ее взрослому (рис. 67). Повторить 3 4 раза. Упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляет их, особенно мышцы спины и живота.

8. Активное прогибание спины («мост»). Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола. Взрослый сгибает его ноги до прямого угла, затем правую ладонь подводит под спину ребенка в поясничной части и легкими вибрирующими движениями прогибает ребенка вперед. При этом ребенок активно приподнимает туловище, слегка опираясь на голову и стопы (рис. 68). 1 — 2 раза. Упражнение укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.



9. Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине ногами к переднему краю стола. Взрослый ласковым голосом произносит: «Повернись на животик». Ребенок самостоятельно поворачивается. Рядом можно положить красивую игрушку так, чтобы при попытке достать ее, ребенку необходимо было повернуться на живот и немного подтянуться. 3—4 раза. Упражнение укрепляет мышцы живота и туловища.

10. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Взрослый, удерживая ребенка двумя руками под мышки, на счет «раз» присаживает его, на счет «два» — ставит на ножки, на счет «три», «четыре», «пять» —удерживает ребенка на ногах, на счет «шесть» — возвращает ребенка в исходное положение (рис. 69). 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы ног и брюшного пресса.

11. Упражнение сесть-встать. Ребенок лежит на спине с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Взрослый одной рукой фиксирует голени в нижней трети, другой — держит руки малыша. По приказу «садись» ребенок садится, «встань» — встает на ноги, затем садится и по приказу «ложись» принимает исходное положение (рис. 70). 5—6 раз. Упражнение укрепляет мышцы ног, туловища, живота, развивает подвижность коленных и тазобедренных суставов.

Комплекс физических упражнений для детей в возрасте 9 — 12 мес
Рис. 64-72. Комплекс физических упражнений для детей в возрасте 9 — 12 мес

12. Активное вставание на ноги. Ребенок сидит на столе лицом к взрослому, захватив большие пальцы его рук. Придерживая за кисти, потянуть ребенка за руки вверх, побуждая встать на ноги. 3—4 раза. Упражнение развивает стояние, подготавливает ребенка к ходьбе.

13. Круговые движения стопами. Ребенок лежит на столе. Взрослый поднимает ногу ребенка, держа одной рукой за голень, другой — захватив переднюю часть стопы, и производит круговые движения по 3—4 раза одной, затем другой ногой. Продолжительность упражнения 1—1,5 мин.

Упражнение укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопных суставов.

14. Дыхательное упражнение. Ребенок может выполнить сидя или стоя. По просьбе взрослого ребенок поднимает руки с кольцами вверх (вдох), затем опускает их и обхватывает свою грудную клетку с помощью взрослого (выдох) . 3—4 раза.

15. Ползание на четвереньках. Ребенок стоит на четвереньках, перед ним лежит игрушка. Переставляя ее, побуждают ребенка передвигаться на четвереньках (рис. 71). 6—8 раз. Упражнение укрепляет весь мышечный и суставной аппарат.

16. Игра с мячом сидя и стоя. Ребенок сидит с мячом в руках. Взрослый словами побуждает ребенка к активным движениям с мячом: «дай мячик», «возьми мячик». Возвращать ребенку игрушку можно с разных сторон. Выполняют сидя и стоя. 8—10 раз. Упражнение развивает координацию движений.

17. Приплясывание. Ребенок стоит на столе. Взрослый, поддерживая его под мышки, побуждает переступать ножками и приседать (приплясывать) в течение 1—2 мин. Упражнение укрепляет мышцы ног и туловища.

18. Ходьба с каталкой. Взрослый придвигает к стоящему у стены или у манежа ребенку каталку. Ребенок с помощью взрослого берется одной или обеими руками за каталку и шагает за ней, потом самостоятельно толкает каталку и идет за ней. Каталка не должна быть слишком легкой, иначе она может опрокинуться; кроме того, ребенок не будет поспевать за быстрым ходом каталки. В случае необходимости массу каталки можно увеличить каким-либо небольшим грузом (рис. 72). Продолжительность упражнения 10 мин. 1—2 раза. Упражнение развивает навык самостоятельной ходьбы.

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний