Как применять массаж и гимнастику к детям

14 Декабря в 15:24 410 0


Физические упражнения надо начинать делать каждому здоровому ребенку с 1,5 - 2-месячною возраста. К этому времени организм малыша приспосабливается к условиям внешней среды — устанавливается определенный режим жиз­ни, совершенствуется процесс теплорегуляции.

Гимнастика и массаж назначаются детям врачом-педиат­ром строго индивидуально. При этом учитываются состояние здоровья ребенка и уровень его развития, способность удер­живать статические положения тела и двигательные умения.

Массаж можно начинать с 3—4 недель жизни ребенка, а гимнастику несколько позднее — с 6—8 недель.

Особенно полезны гигиенические мероприятия детям, имеющим какие-либо отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии - отставание статических и моторных функции, нарушение нормальной формы скелета (круглая спина, сдавленная грудная клетка, искривленные голени, косолапость, плоскостопие), резко выраженная слабость мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности ки­шечника (избыток газов, запоры), а также ослабленным де­тям, перенесшим различные заболевания.

He следует забывать, о временных противопоказаниях к проведению гимнастики и массажа. Это все острые заболевания ребенка, сопровождающиеся повышенной температурой.

Временным противопоказанием к проведению массажа и гимнастики является также отрицательная реакция ребенка на занятие. Она может зависеть от чувства голода, болей в животе, холодных рук массирующего. Если причину отрицательного отношения ребенка к занятиям устранить не уда­ется, рекомендуется перенести занятие на дpyгoe время. Проводить гимнастику с плaчущим ребенком не следует.

Нельзя применять гимнастику и массаж при болезнях крови, активном туберкулезном процессе, тяжелой степени рахита, болезнях печени и почек, а также заболеваниях кожи (в особенности массаж).

Массаж - это метод рефлекторного и механического воздействия руками на ткани организма. Направление, в котором производится массаж, должно совпадать с направле­нием тока лимфы, т.е. верхние конечности следует массиро­вать от кисти к плечу, к подмышкам; нижние — от стопы к паховым железам.

Массаж проводится в виде последовательных поглажива­ний, растираний, разминаний и поколачиваний отдельных частей тела ребенка. При этом оказывается воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь opганизм в целом.

Под влиянием массажа от кожи по нервным путям направ­ляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. В связи с этим улучшается контроль над работой всех систем и органов.

Массаж способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, повышает питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, освобождает кожу oт излишнего скопления слущивающихся чешуек, улуч­шает деятельность сальных и потовых желез, способствует образованию в коже различных защитных веществ и очень важного для нормального развития ребенка витамина D (против рахита), повышает местный и общий обмен веществ в opганизме.

Массаж в грудном возрасте оказывает существенное влияние на развитие эмоций и речевых реакций.

Особенно полезен массаж детям с плохим аппетитом, малоподвижным, с вялыми мышцами, а также имеющим признаки рахита.

Родителям следует научиться различным приемам масса­жа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

При поглаживании (ведущий прием) ладонь скользит по коже спокойно, медленно, ритмично, с различной силой давления: вначале оно слабое, но по мере продвижения уси­ливается, а к концу опять уменьшается.

Поглаживанием начинается и заканчивается массирова­ние каждой части тела ребенка.

Вариант поглаживания - растирание отличается тем, что кожа вместе с глубоколежащими тканями расти­рается в различных направлениях, даже против тока крови и лимфы. При растирании массируют преимущественно концами пальцев: степень давления постепенно увеличивается.

Для глубокого массажа мышц применяется главным обра­зом разминание, при котором мышечные пучки оттягиваются от костей и разминаются между пальцами («выжи­мание»); участки с труднозахватываемыми мышцами разми­нают большими пальцами.

Мышцы спины, ягодиц и бедер ребенка поколачи­вают короткими ритмичными ударами, выполняемыми тыльной или ладонной поверхностью кисти, ребром ладони или слегка согнутыми пальцами. Движения кисти должны быть свободными, легкими и нежными.

Mатери нужно изучить приемы массажа в детской консультации под руководством врача и проводить eго дома при периодическом контроле патронажной сестры.

Делая массаж, не следует пользоваться присыпками или вазелином, засоряющими кожу. Однако при чрезмерной сухости кожи ребенка массирующий может смазать руки прокипяченным растительным маслом. При повышенной влажности (потливости) кожу ребенка можно припудрить чистым тальком. В обоих случаях детей необходимо купать, в тот же день.

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям: прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их помассировать; в середине комплекса упражнений, до того как положить ребенка на живот и приступить к дви­жениям, производится массаж спины; перед упражнениями в положении лежа на спине проделывается массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажного приема 0,5—2 минуты.

Обычно массаж детям приятен, он создает у них радост­ное настроение, побуждает к активности и вместе с гимнастикой способствует нормальному развитию их организма.

Поэтому в режим дня каждого грудного ребенка следует обязательно включать массаж.

Массировать ребенка нужно ежедневно, вначале без соче­тания с гимнастикой, а в дальнейшем чередуя с ней.

По мере роста ребенка время, отводимое на массаж, со­кращается, а на гимнастические упражнения — увеличивает­ся. К 5 —6 месяцам массаж можно прекратить и заниматься только гимнастикой.

С преобладанием у детей напряжения (тонуса) мышц-сги­бателей над разгибателями с ними проводят только рефлекторные движения, которые возникают в ответ на специально производимые раздражения. Ребенку не рекомендуется гимнастические упражнения, к выполнению которых его нервно-мышечный аппарат еще не подготовлен.

С первых месяцев жизни для развития мышц ног исполь­зуются движения, основанные на безусловных кожно-мышечных рефлексах - подошвенном и ножном. С этой целью взрослый пальцем легко нажимает на подошву у основания СТОПЫ ребенка, в ответ на что малыш сгибает пальцы ног. Нажим в области наружного края стопы и пятки вызывает разгибание пальцев ноги.

Чтобы ребенок разогнул ноги в коленных и тазобедренных суставах, надо, поддерживая малыша под мышки в верти­кальном положении, дать ему прикоснуться стонами к по­верхности стола или ладонью подпереть стопы ребенка, лежащего на животе.

Для сокращения мышц спины вызывают спинной рефлекс, укладывая ребенка на бок и проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника снизу вверх. При этом сокра­щение мышц спины вызывает разгибание позвоночника.

Со второго месяца у ребенка появляются рефлексы поло­жения - боковой, передний и задний шейные. Ребенка, лежащего на спине или животе, поднимают в горизонтальном положении на ладонях и держат на весу. Он отклоняет голову, нижние конечности и таз в ту сторону, которая позволяет сохранить равновесие в приданном ему положении. При этом упражняются мышцы шеи, живота, спины и конечно­стей.

С ребенком 3 - 4 месяцев проделывают пассивные упраж­нения для конечностей и туловища, а затем заменяют их пассивно-активными и активными движениями. Причем после 6 - 7 месяцев упражнения становятся более целенаправлен­ными и сложными, а к 10 - 12 месяцам — сознательными и хорошо согласованными (координированными).

Таким образом, гимнастические упражнения включают рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения.


Исаева Е.И.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний