Как применять массаж и гимнастику к детям. Рефлекторные упражнения

14 Декабря в 15:30 655 0


Рефлекторные упражнения рассчитаны на движения, воз­никающие непосредственно в ответ на раздражения кожномьшечного-нервного аппарата.

Пассивные упражнения производит мать, они рассчитаны на использование естественных мышечных движений. Их применяют после 3 месяцев жизни. Когда наступает полное уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей (вначале верхних, а затем нижних конечностей).

Пассивно-активные движения выполняются ребенком са­мостоятельно только частично, ему должны помогать, взрослые.

Активные упражнения это произвольные упражнения, которые ребенок производит самостоятельно.

Прежде чем начать занятия гимнастикой, родителям необходимо посоветоваться с врачом детской поликлиники. С учетом физиологических особенностей центральной нервной системы, состояния мускулатуры, развития костного скелета и связочною аппарата детям, в соответствии с воз­растом, назначают различные комплексы физических упраж­нений. Желательно первые два-три занятия провести под наблюдением медицинской сестры.

Гимнастику можно проводить только в хорошо провет­ренной комнате при температуре 20 - 220. Нельзя заниматься в холодном помещении, обогревая тело ребенка с одной сто­роны рефлектором - тепло должно быть равномерным. В летнее время рекомендуется открывать в комнате окно или проделывать упражнения на свежем воздухе, в защищен­ном от ветра месте, при температуре в тени не менее 21 —220. Окружающая обстановка должна быть для ребенка привыч­ной. Же.лательно, чтобы во время занятий гимнасткой в комнате не было посторонних людей, не рекомендуется при этом включать радиоприемник, яркий свет и т. п.

Лучшее место для гимнастики - стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого расстелены клеенка и чистая простыня (пеленка). Занятия гимнас­тикой проводятся 1 раз в день; при некотором отставании ребенка в физическом и нервно-психическом развитии жела­тельно 2 раза в день, за полчаса до еды и не ранее чем через час-полтора после нее.

Перед занятием необходимо коротко остричь свои ногти. С рук надо снять кольца, браслеты, часы. Обязательно вымыть их теплой водой с мылом и насухо вытереть. Если руки все же холодные - согреть их. Если у матери насморк или кашель, то ей следует на это время надевать марлевую по­вязку, закрывающую нос и рот. Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не упал со стола.

Гимнастика проводится в форме игры с ребенком. В тече­ние занятия надо поддерживать у ребенка веселое настроение, улыбаться, смея ться, разговаривать с ним. Для развития активных движений нужно пользоваться игрушками.

Необходимо научиться правильно поддерживать ребенка при выполнении активных движений, не допускать никакого насилия при упражнениях, не подвергать голову малыша толчкообразным движениям. Следует помнить, что у груд­ного ребенка кожа, сосуды и опорно-двигательный аппарат очень нежны. Движения делать ритмично, спокойно, плавно, в медленном темпе. Надо начинать занятие с легких упражне­нии и постепенно переходить к более сложным. Нельзя долго упражнять одни и те же группы мышц, чтобы не переутомить их: необходимо чередовать движения рук, ног и туловища, повторяя каждое упражнение от 2 —4 до 5—6 раз. Несколько раз в день надо предоставлять ребенку возможность свободно полежать на животе и поползать на кровати, огороженной с боков, или еще лучше в манеже.

Не следует чрезмерно ускорять переход детей в вертикаль­ное положение, так как это может привести к деформации скелета - искривлению позвоночника, грудной клетки, ножек.

Гимнастику и массаж следует проводить систематически 10—15 минут в день в зависимости от возраста и развития ребенка.

Бодрое настроение малышей надо сохранять в течение всего занятия. Ребенок устает, если он долго находится в одном и том же положении. Необходимо часто сменять, одни движения другими, чередовать движения и отдых.

После упражнений надо завернуть малыша в теплую пеленку и уложить в постель на 20 — 30 минут для спокойного отдыха. В холодную погоду (особенно зимой) его можно выносить на улицу не ранее чем через час после занятий. К каждому ребенку требуется подходить с учетом его индивидуальных особенностей.

Ниже приведены примерные комплексы, которые облег­чают подбор упражнений. Врач включает ребенка в определенную возрастную группу. Упражнения подбираются в соответствие с развитием статических функций и двигатель­ных умений каждого ребенка.


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний