Физическое воспитание недоношенного ребенка

12 Декабря в 23:49 980 0


Недоношенный ребенок по состоянию здоровья нуждается в повышенном внимании.

Незрелость нервной системы проявляется у него, в частности, недостаточной терморегуляцией. Температура тела недоношенного ребенка быстро понижается и так же быстро повышается в зависимости от температуры окружающей среды. У него еще нет должного равновесия между теплопродукцией и теплоотдачей, слабо развита или вовсе отсутствует подкожно-жировая основа.

Дыхание у недоношенного ребенка поверхностное, неглубокое, механизмы иммунитета несовершенны. Инфекционные заболевания не вызывают у него достаточно продуктивной защитной реакции, могут привести к гибели ребенка.

Недоношенные дети в связи с незрелостью многих функциональных систем, в том числе обеспечивающих нормальное течение основных обменных процессов в организме, чаще других болеют анемией и рахитом, а также острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ).

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни включает специальные комплексы лечебной физкультуры и массаж. Систематическое их применение оказывает положительное влияние на центральную нервную и дыхательную системы, кровообращение, активизирует процессы возбуждения, устраняет состояние депрессий, тренирует терморегуляционные механизмы, повышает защитные силы и совершенствует все функции незрелого организма.

У недоношенных детей, с которыми занимаются лечебной физкультурой, в 2 — 3 раза реже возникают ОРВИ, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, гулить, следить за движущимися предметами.

Недоношенный   ребенок  должен   постоянно находиться под контролем участкового врача.

Занятия лечебной физкультурой и массаж следует проводить ежедневно в любое удобное для родителей время, обязательно в одни и те же часы. Как правило, физическое воспитание недоношенного ребенка начинается, когда его масса тела достигает 2500 — 3000 г. Лечебная физкультура и массаж должны вызывать у ребенка положительные эмоции.

Беспокойство ребенка, отсутствие оживления во время занятий могут быть связаны с превышением допустимой физической нагрузки. В связи с тем что недоношенные дети быстро устают и охлаждаются, занятия лучше проводить в два приема, особенно вначале. Продолжительность каждого занятия вначале 5 — 8 мин. Если ребенок чувствует себя хорошо, каждую неделю продолжительность занятий нужно увеличивать на 3—5 мин и постепенно довести их до 30 мин.

Очень важно в первый комплекс упражнений включать дыхательные упражнения и выполнять их 3—5 раз в день.

Негромкая ласковая речь взрослого во время занятий способствует развитию у недоношенного ребенка зрительных и слуховых реакций.

Начинать занятия нужно с дыхательных упражнений и легкого поглаживающего массажа.

1. Ребенка в вертикальном положении прислоняют к груди, а свободной рукой ритмично надавливают на его спинку, при этом перемещают ладонь от шеи к пояснице (рис. 77).

2. Ребенку, лежащему на спине, мягко, ритмично надавливают ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, но не на грудину (рис. 78).

3. У ребенка, лежащего на левом боку, поднимают вверх правую руку, затем опускают и ритмично, мягко надавливают ею на боковую поверхность его грудной клетки (рис. 79). То же самое на другом боку. Каждое дыхательное упражнение повторяют 4—5 раз в более ускоренном темпе, чем дышит ребенок.



Физическое воспитание недоношенного ребенка
Рис. 77-79. Физическое воспитание недоношенного ребенка

В первые месяцы жизни недоношенному ребенку назначают щадящий массаж — поглаживание, так как у него тонкая, сухая и легкоранимая кожа. 4—6 раз.

4. Поглаживание рук, живота, ног, спины, стоп, грудной клетки, ягодиц (см. рис. 4, 5, 6, 7, 10, 13, 31, 32).

В возрасте 1,5 мес, а детям, родившимся с массой выше 1750 г, с 2 мес массаж можно сочетать с гимнастикой, способствующей формированию навыков движения.

5. Выкладывание на живот (см. рис. 8) вначале выполняют 1—2 раза в день по 1—3 мин, а с 1,5—2 мес перед каждым кормлением на 10—20 мин. Вначале это заставит ребенка поворачивать голову в сторону, а потом он научится поднимать и хорошо удерживать ее, опираясь на предплечья, а затем на кисти выпрямленных рук. Для облегчения выполнения этого упражнения можно подкладывать под грудь ребенка сложенную в несколько раз байковую пеленку.

6. Рефлекторное ползание на животе и спине (см. рт. 11, 15) можно назначать в возрасте 2,5—3 мес.

7. Рефлекторное упражнение для стоп  (см. рис. 14).

8. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах (см. рис. 16, 17) также выполняют с 2,5—3 мес без какого-либо усилия.

С 3—4 мес необходимо побуждать ребенка поворачиваться на бок, сначала   на   один,   потом   на другой (см. рис. 24).

С 5—6 мес побуждайте ребенка активно ползать. Дли недоношенных детей это упражнение имеет особо важное значение. Сначала ребенка учат ползать на животе, а затем на четвереньках положив перед ним игрушку или поощряя к этому словом. Если ребенку трудно выполнять это упражнение, необходимо подложить под его грудь свою руку и слегка подтягивать его вперед. 4—6 раз.

Недоношенного ребенка не нужно насильно учить сидеть или стоять. Такие дети достигают по физическому и психомоторному развитию уровня своих доношенных сверстников только   через определенное   время в зависимости от степени   недоношенности   (на   сколько   недель родился раньше), массы тела при рождении и состояния здоровья.

Развитие   недоношенного   и   доношенного   ребенка нельзя сравнивать. Детям, родившимся с массой тела меньше 1750 г, отдельные упражнения назначают в зависимости от возраста в следующей последовательности:   1) упражнения, направленные на развитие двигательных навыков: удержание головы в вертикальном положении — в 2,5 мес; упор ногами— в 3,5 — 4 мес; перевороты со спины на живот и обратно—в 6,5—7 мес; 2) подготовительные движения к показанию — с 7—8 мес; 3) побуждение ребенка к ползанию с 7,5—8,5 мес; 4) вставание к барьеру — с 10 мое; 5) переступание вдоль барьера — с  11  мес; 6)  обучение ходьбе — с 12—13 мес.

Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков у детей, масса которых при рождении больше 1750 г, назначают на 1—1,5 мес раньше.

После года недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и доношенные дети этого возраста.

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний