Физические упражнения для детей старше одного года

13 Декабря в 11:19 667 0


Дети 2 —3-го года жизни могут выполнять более сложные и разнообразные комплексы гимнастических упражнений, но при этом важно помнить, что они еще не способны к большому и длительному мышечному напряжению: они легко утомляются, у них быстро пропадает желание выполнять упражнения. Поэтому родителям необходимо чаще менять упражнения, обязательно сочетать физическое воспитание с играми.

На втором году жизни интерес ребенка к окружающему миру возрастает, поэтому меняется содержание его игр, они производят большее впечатление на ребенка, дают ему много положительных эмоций. Игры нужно организовывать на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Место игр должно быть безопасным для ребенка, но в то же время хорошо, если на нем имеются естественные неровности, подъемы, спуски, предметы для обхода или перелезания. Это помогает развивать у малыша координацию движений, ловкость, смелость, уверенность и настойчивость.

Во время игры ребенок не должен перевозбуждаться, утомляться. От начала и до конца игрой должен руководить взрослый. Родителям нужно привлечь ребенка к активной игре, постоянно следить за тем, чтобы она включала элементы физического воспитания, способствовала совершенствованию основных двигательных навыков, в первую очередь ходьбы, бега, прыжков, лазания, развитию координационных движений. Хорошо, если в игре участвуют несколько детей одного или близкого с ним возраста. Групповые игры вызывают к себе большой интерес и позволяют использовать динамические упражнения, имеющие важное значение для общего развития ребенка.

На втором году жизни дети очень подвижны, много самостоятельно ходят, но походка у них еще несовершенна. Вначале ребенок мало устойчив, часто спотыкается и падает, у него плохо развито чувство равновесия. Во время ходьбы движения его неравномерны и нескоординированы. Ребенок вначале всегда пытается преодолевать участок быстрыми шагами, почти бегом, чтобы не упасть и, как правило, при этом отклоняется от заданного направления в ту или другую сторону. Ребенку, недавно начавшему ходить, родители должны помогать, но это не означает, что его нужно водить за руку и оберегать от возможности падений и неприятностей.

В период обучения ходьбе нужно предоставлять ребенку некоторую самостоятельность таким образом, чтобы он мог опираться руками на какой-нибудь движущийся предмет, например каталку, которую взрослый медленно передвигает в нужном направлении Постепенно ребенок научится самостоятельно возить каталку и ходить за ней. С этой же целью можно использовать гимнастическую палочку, один конец которой удерживает взрослый, другой — ребенок. Вначале длительность этих упражнений не превышает 1 мин. Для того чтобы выработан, у ребенка уверенность при ходьбе, взрослый должен отойти на расстояние не более 3—5 м и звать его к себе, показывая интересную игрушку.

Для совершенствования ходьбы в домашних условиях можно дать ребенку возможность ходить за мячом, перешагивать через лежащую палочку, обруч или переступать через кубики, лежащие на полу, с поддержкой и без нее, а также имитировать ходьбу некоторых животных или птиц, например, «как ходит косолапый мишка» (при этом ребенок должен ступать на внешний свод стопы), «как поднимает лапки аист» (ребенок высоко поднимает ноги) и т. д.

Как только ребенок начал самостоятельно ходить, нужно ввести в комплекс упражнения, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата стопы и предупреждающие развитие плоскостопия,— ходьбу по ребристой доске, в летнее время — ходьбу босиком по теплому песку. Для исключения возможных перегрузок на связочный аппарат стоп и предупреждения их деформации маленьким детям не разрешается прыгать с высоты.

Ребенок начинает бегать с 1,6 года, но развитие этого двигательного навыка тесно связано с индивидуальными характерологическими особенностями ребенка, его темпераментом. Более подвижные и активные дети часто бегают по собственному желанию, причем в быстром темпе, Мало подвижный ребенок, как правило, бегает в среднем или замедленном темпе и в большинстве случаев только по принуждению взрослых во время игры.

Бег имеет важное значение для здоровья ребенка: усиливает кровообращение и дыхание, укрепляет различные группы мышц, суставы и связки, способствует развитию быстроты и выносливости. Поэтому важно, чтобы ребенок, особенно малоподвижный, своевременно овладел разными видами бега; для этого ему нужно создать соответствующие условия, обучать основным элементам техники бега, организовывать игры и упражнения, включающие бег.

Очень важно подавать детям пример, принимая активное участие в физических упражнениях и играх. Например, предлагают: «будем бегать, как лошадка», взрослый берет концы двух палок с одной стороны, а ребенок — с другой (взрослый и ребенок стоят друг за другом) и начинают вдвоем бегать в течение 30 — 40 с.


Для этого можно использовать также игру «догони мяч, обруч»: взрослый отталкивает от себя один из указанных предметов и просит малыша догнать его. Можно это выполнять вместе: «кто быстрее догонит». Дети охотно бегают вокруг предметов; для этого нужно поставить стул или большую игрушку и дать возможность ребенку бегать вокруг них.

Родители должны следить за тем, как ребенок бегает, не опускает ли он низко голову, не наклоняет ли вперед туловище. Движения рук должны сочетаться с движениями ног.

Не менее важное значение для физического развития ребенка имеет овладение такими двигательными навыками, как прыжки, лазание и метание.

Большинство детей на втором году жизни самостоятельно обучаются прыжкам, охотно выполняют их, но у отдельных этот двигательный навык недостаточно развит и с трудом вырабатывается. Родители должны обращать на это внимание, поскольку прыжки способствуют развитию у ребенка ловкости, улучшают координацию движений.

Обучать ребенка прыжкам можно с помощью следующих упражнений.
1. Взрослый держит ребенка за кисти и определенными движениями заставляет его подпрыгивать на месте. Упражнение выполняется без поддержки.
2. Прыжки в длину через палочку или в обруч, лежащие на полу, отталкиваясь обеими ногами.
3. Прыжки двумя ногами вдоль лежащего коврика шириной 40 см и длиной 2 м.
4. Прыжки с невысокого стульчика на мягкую подстилку.

Все эти упражнения ребенок должен выполнять без особого наклона головы и туловища.

На первом году жизни у ребенка рано возникает потребность в ползании. Уже в 6 мес он умеет хорошо ползать. Лазанье способствует уменьшению нагрузки на позвоночный столб, оказывает благоприятное влияние на общее развитие.

Поэтому этот двигательный навык необходимо совершенствовать и в последующий период жизни ребенка с помощью следующих упражнений.

Физические упражнения для детей старше одного года
Рис. 80-83. Физические упражнения для детей старше одного года

1. Ползание на четвереньках по узкой дорожке, лежащей на полу.
2. Подползание под протянутую веревку (высота над полом — 25 — 30 см). Для этого взрослый показывает интересную игрушку по другую сторону веревки, и ребенок подползает под нее, выпрямляясь, достает игрушку. 4 — 5 раз.
3. Подползание под предмет — стол, стул (рис. 80).
4. Ползание через стоящий обруч (рис. 81).

5. Залезание на гимнастическую лесенку с помощью
взрослого (рис. 82).
6. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 83).
7. Влезание в ящик и вылезание из него (высота ящика — до колена).
8. Лазанье по стремянке.

У ребенка 2— 3-го года жизни важно развивать координацию движений, быстроту и ловкость. Этому способствует метание — бросание предметов вниз или в горизонтально расположенную цель. Для развития этого двигательного навыка ребенок бросает мяч в заданную цель вначале одной рукой, а затем двумя. Можно рекомендовать следующие упражнения с мячом.

1. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по маленькому мячу и поочередно бросает их вперед. 4 —
6 раз.

2. Подбрасывание мяча. Ребенок подбрасывает мяч вверх-вперед и поднимает его с пола (рис. 84).

3. Бросание мяча в вертикально расположенную цель.

Физические упражнения для детей старше одного года
Рис. 84-85. Физические упражнения для детей старше одного года

4. Взрослый держит обруч, а малыш, находящийся от него на расстоянии вытянутых рук, пытается попасть в него маленьким мячом. Ребенка побуждают бросать мяч в корзинку. 4—6 раз.

5. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках средней величины мяч, стоя на расстоянии 100—120 см от взрослого. Подняв мяч вверх-назад, он бросает его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает его обратно. 4—6 раз.
6. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

7. Бросание мяча двумя руками в вертикально расположенный обруч на уровне глаз ребенка на расстояние 80—120 см.

8. Бросание маленького мяча левой, а затем правой рукой в обруч, прикрепленный к стенке на высоте 80— 120 см, на расстояние 1 м.

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний