Физические упражнения для детей старше одного года. Подвижные игры

13 Декабря в 11:47 1533 0


Основными двигательными навыками дети 2—3-го года жизни могут овладевать также во время подвижных игр, которые, как уже отмечалось, имеют важное значение для правильного физического воспитания.

Наиболее благоприятные условия для развития движений ребенка имеются летом. Взрослый и ребенок могут ходить и медленно бегать по узкой извилистой дорожке, между деревьями, по песку, высокой траве, по мелкому берегу в теплой воде, с горки на горку, под низко опущенными ветками деревьев. Ребенок может бросать вдаль или вверх небольшие палочки, шишки, мелкие камешки разнообразными способами — из-за спины, из-за головы, снизу, сбоку, косо вверх.

Родители, наблюдая за ребенком, могут оценить, как развиты определенные двигательные навыки у малыша и предлагать ему подвижные игры, обучающие правильной ходьбе и бегу, лазанью и прыжкам, бросанию и метанию.

Ходьба и бег по траве, высоко поднимая ноги, по песку, по мелкому берегу в воде, по прямой и извилистой тропинке, на горку и с горки, между деревьями и кустами. Пройти по доске или бревну, перешагивать через палки. Идти, приставляя пятку к носку. Бег друг за другом. Бег в спокойном темпе для детей в возрасте 3 лет—до 1 мин.

Лазанье на четвереньках на горку и с горки, по доске, скамейке, бревну. Ребенок может подлезть под низкие ветки; пролезть между рядом стоящими деревьями, через дерево, бревно, заборчик, влезть на пень. Обхватить дерево, обойти вокруг него.

Прыжки на двух ногах вверх, дотягиваясь до ветки, ленточки. Прыжок с места и с разбега в длину через палку, небольшую канавку, невысокие кочки; прыжки в высоту с места и с разбега.

Метание на дальность палочек, шишек, мячей через куст, дерево, в воду, в неглубокие ямки; метание вверх шишек, картонных дисков. Дети очень любят игры с катанием, бросанием и ловлей мяча (рис. 85). Приведем несколько подвижных игр с мячом для детей после года.
1. «Догони мяч» — малыш бежит за мячом, который медленно катится.

2. «Как высоко скачет наш мяч» — взрослый показывает, как высоко прыгает мяч, а восторженный малыш старается подпрыгнуть и поймать мяч.

3. «Метание мяча» — на расстояние в какую-нибудь цель, в большой ствол дерева, подвешенный обруч, неглубокую ямку и т. п.

4. «Мячик поймай и мне отдай» — взрослый катит мяч к ребенку, каждый раз немного меняя траекторию движения, ребенок, поймав мяч, возвращает его таким же образом взрослому. Эту игру можно изменить, бросая мяч ребенку.

Детям в возрасте 3 лет можно предложить такие игры.

1. «Лапта». Дети находятся между линиями, начерченными на расстоянии 6 м друг от друга, и стараются увернуться от мяча. Стоящие за линиями родители пытаются попасть в одного из них большим нетяжелым мячом. Попавший меняется местом с выбитым «из круга», и игра продолжается (рис. 86).

2. «Поймай и передай другому». Станьте один за другим на расстоянии 1,5—-3 м от стены. Первый, бросив мяч в стену ловит его, передает следующему игроку и становится в затылок последнему. Не сумевший поймать мяч из игры выбывает (рис. 87).

Физические упражнения для детей старше одного года
Рис. 86-87. Физические упражнения для детей старше одного года

В теплый летний день, играя с малышом на траве, взрослый может предложить ребенку выполнить движения, имитирующие позы и действия различных животных (рис.88).

Физические упражнения для детей старше одного года
Рис. 88. Физические упражнения для детей старше одного года

Сюжетом для игры могут быть известные малышу сказки, полет космонавтов и т. п.

Во время игр родители должны следить за самочувствием детей. Если ребенок начинает бледнеть или краснеть, его движения утратили точность, необходимо прекратить подвижные игры или комплекс физических упражнений. На открытой местности маленькие дети должны всегда находиться под присмотром взрослых. Это связано с тем, что у них еще недостаточно развито чувство страха и самосохранения: во время подвижных игр они легко могут получить травму и ушибы.

Важное значение имеет одежда ребенка Летом она должна быть легкой, удобной, не стеснить движений, не препятствовать свободному дыханию и кровообращению, нормальной жизнедеятельности организма - теплоотдаче,
испарению влаги, газообмену. В жаркие дни во избежание перегревания на мальчиков надевают майку, шорты, при необходимости панаму, на ноги сандалии, босоножки или туфли, девочки могут быть в таком же костюме или в легком платьице.

В прохладные дни весенне-летнего или летне-осеннего периода детям надевают трикотажный спортивный костюм, кеды или полукеды. Осенью или весной в прохладную и ветреную погоду рекомендуется надеть на ребенка спортивный костюм (ткань с начесом), кеды, шерстяные носки, теплую шапочку. Необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений можно создать и в холодное время года, зимой.

В морозные дни нужно как можно больше двигаться. Зимой на ребенка надевают курточку или пальто из шерстяной ткани, хорошо защищающие от ветра, шерстяной или с начесом костюм, теплый шарф, варежки, на голову — шапку-ушанку или шерстяную вязаную шапочку на подкладке, подогнанные по ноге ботинки или сапожки на толстой подошве, две пары носков (хлопчатобумажные и шерстяные). Через каждые 10—15 мин ходьбы нужно останавливаться и делать 3—5 простых движений, лучше в игровой форме. Одежда не должна быть слишком теплой во избежание перегревания и потения ребенка.



Зимой необходимо оборудовать площадку, на которой будут располагаться снежйые валы, нарисованные мишени. Это поможет малышу овладевать определенными двигательными навыками. Взрослые вместе с детьми могут делать фигуры из снега, помогающие закрепить двигательные умения. Близко расположенные фигуры дают возможность малышу проползать между ними, а рядом находящаяся корзина или ведро на голове снеговика будет служить мишенью для бросания снежков.

На третьем году жизни детей можно обучать катанию на санках и лыжах.

Во время катания на санках дети производят разнообразные движения, получая от этого удовольствие, радость. Полезны бег с санками, влезание на горку и спуск с нее, приседания, наклоны, толкание санок. Катание на санках укрепляет силу детей. При этом развиваются ловкость, координация, смелость и решительность, согласованность движений.

Любимое занятие маленьких детей — катание с горки, Неоднократно поднимаясь на горку, дети тренируют сердце и легкие. Съезжая с горки, они могут проделывать много дополнительных движений, благоприятно действующих на общее физическое развитие. Дети должны уметь при необходимости падать на бок. Это убережет их от возможных неприятных столкновений.

Нормально развивающийся крепкий ребенок может с 2 — 2,5 года кататься на лыжах (рис. 89). Учить малыша стоять и передвигаться на лыжах лучше всего во дворе или в городском парке в ясную безветренную погоду при температуре не ниже — 15 °С на накатаннной, с чуть заметным уклоном лыжне. Вначале пусть он попробует просто стоять и переступать по лыжне без палок так, чтобы ноги были параллельны. Не следует давать ребенку палки, потому что-вся нагрузка придется на еще н% окрепшие руки.

Физические упражнения для детей старше одного года
Рис. 89. Физические упражнения для детей старше одного года

Чтобы заинтересовать ребенка катанием на лыжах, первые занятия проводят на ровной лыжне в виде игры, имитируя паровоз с прицепом, буксир, который тянет баржу; пусть малыш держится за палку, а взрослый ведет его. Через несколько таких занятий его обучают ходьбе скользящим шагом, следя за тем, чтобы ребенок дышал носом.

Ходьба на лыжах — хорошее средство закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, тренирует вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и во времени.

Размер лыж для малышей определяется высотой до их локтя. Крепления мягкие, с резиновой петлей сзади, чтобы лыжи не соскальзывали.

Лыжные палки должны быть на 3—5 см ниже уровня плеч, ботинки — с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, на 1—2 размера больше, чтобы поместились стелька и два носка — хлопчатобумажный и шерстяной. Рукавички могут быть кожаные или шерстяные вязаные, а поверх них — из парусины, чтобы не так промокали. На голове — шерстяная шапочка, в ветреную и холодную погоду должны быть прикрыты уши.

В комплекс физического развития детей 2- 3-го года жизни входят физические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика. Проводить их нужно регулярно, особенно с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения.

Комплексы физических упражнений меняются и зависимости от возраста ребенка (на 2-м году жизни один раз в 3 мес), проводятся в периоды бодрствования, через 30—40 мин после еды, не реже 2 раз в неделю, длительностью до 10 мин.

Лучше всего проводить занятия после дневного сна в хорошо проветренной комнате, при открытой форточке или фрамуге при температуре 18—20 °С, а летом на открытом воздухе в тени при температуре 20 °С.

Одежда малыша (майка, трусы, тапочки) во время занятий не должна стеснять его движений. Для выполнения упражнений нужно иметь: дорожку из плотной ткани, гладко обструганную доску (длиной 1,5—2 м и шириной 30 — 35 см) для развития ходьбы и равновесия, лесенку для лазания, корзину, обруч, сетку для бросания в них маленьких мячей, гимнастическую палку и т. д. Занятия проводятся игровым методом и сопровождаются показом и рассказом взрослого.

Дети старше одного года хорошо понимают речь взрослого и поэтому могут уже выполнять некоторые упражнения по словесной инструкции.

Комплекс физических упражнений для детей до 1 года 3 мес должен включать массаж спины, живота.

При подборе индивидуального комплекса физических упражений для маленьких необходимо придерживаться следующих принципов: 1) во время занятий чередуются упражнения для всех групп мышц (мышцы спины, живота, пояса верхних конечностей, рук, ног); 2) упражнения следует-начинать с более легких, постоянно переходя к более сложным; 3) физическую нагрузку увеличивают путем большего числа повторений и увеличения длительности занятий; 4) в каждый комплекс должны входить упражнения, развивающие навыки ходьбы, лазанья и бросания, а также упражнения общеразвивающего характера; 5) общеразвива-ющие упражнения нужно выполнять из исходного положения сидя, стоя, лежа; 6) занятия должны вызывать у ребенка положительные эмоции.

Правильно подобранные физические упражнения вырабатывают у ребенка хорошую осанку, облегчают нормальную деятельность всех внутренних органов.

Антипкин Ю.Г.
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний