Физические упражнения для детей от 1 года до 3 лет

14 Декабря в 19:40 810 0


На втором году жизни дети много самостоятельно ходят. Они очень подвижны. В этом возрасте малыши овладевают ходьбой по узкой дорожке, начинают подниматься в горку и спускаться с нее (вначале с поддержкой взрослых). Темп движений у них еще неравномерный. Они то идут быстро, то почти бегут, то замедляют шаг. Во время ходьбы раскачи­ваются из стороны в сторону, прижимают руки к туловищу или слегка помахивают одной рукой, не всегда соблюдают указанное направление

Развитию движений способствуют различные мячи, кук­лы, всевозможные игрушки.

На втором году жизни у детей расширяется круг интере­сов и меняется содержание игр. Малыши от простых мани­пуляций с предметами переходят к играм, в которых отра­жаются разные впечатления. Поэтому родителям необходимо правильно подбирать игры в соответствии со степенью раз­вития малышей.

Очень хорошо совершенствовать у детей движения на свежем воздухе. Этому способствуют неровности почвы, спуски, подъемы (пологие и крутые), камни на дороге, корни  деревьев, канавки. Все это помогает развивать у детей координацию движений. Гуляя, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеек.

Двигательный режим малышей этого возраста должен быть построен так, чтобы ходьба, лазание и игры на свежем воздухе чередовались с покоем и отдыхом.

На третьем году жизни у детей быстро развивается речь, совершенствуются внимание и память, что оказывает влия­ние на развитие их движений. Ходьба, бег, лазание и бросание становятся более координированными, дети пытаются рисо­вать карандашами.

Когда дети только начинают осваивать ходьбу, у них движения рук и ног не согласуются, стопы они ставят парал­лельно. Только к 2,5—3 годам они при выносе, например, правой ноги вперед отводят назад левую руку, и наоборот. Во время ходьбы основная нагрузка приходится на наиболее крупные мышцы ног и значительную часть мускулатуры тела. Уже к 3 годам у малышей вырабатывается своеобразная походка.

2,5—3-летние дети охотнее бегают, чем ходят, движения при бeгe у них согласованы лучше, чем при ходьбе. Дети бегают обычно мелкими, семенящими шагами, на всей ступ­не, бег их тяжеловат, не всегда ритмичен. Не всем удается ориентироваться в пространстве во время бега, малыши часто теряют равновесие и падают. Это не мешает им быстро вставать и продолжать бег.

С 2,5 года малыши без страха начинают сами спрыгивать с небольшой высоты и даже прыгать в длину (через веревку, палку). Это дается им легче, чем прыжки в высоту, причем прыгать на одной ноге детям до 3 лет почти не удается, так как у них еще недостаточно крепкие кости и связки ног, недостаточна сила мышц, слабо развито равновесие, да и своды стоп не обладают пружинящим свойством.

Дети 2 лет и старше начинают овладевать бросанием, причем они отталкивают предметы кистями рук. Постепенно у них возникает правильный навык замаха с поворотом туло­вища в сторону руки, которой они бросают предмет, разви­вается толчок определенной силы, напрягаются соответ­ствующие группы мышц. Дети учатся занимать правильную позу — при броске правой рукой правую ногу отставляют назад, и на нее переносят тяжесть тела. При броске левой рукой — наоборот.

В 2 - 3 гола дети находят сами себе занятия и могут дол­гoe время играть одни. От элементарных действий с предметами они постепенно переходят к сюжетным играм, копируют животных, действия людей, рассматривают книжки.

Однако дети 3-х лет еще очень неловкие, поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы совершенствовать у них общие движения, а также развивать координацию и ловкость, обучать их движениям кистями, руками и пальцами. Это удается путем правильного подбора занятий и игр.

Во время подвижных игр у детей начинают совершенст­воваться движения, развиваться такие качества, как смелость, уверенность, настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (в началe, конечно, примитивные) правила.

Родителям следует помнить, что дети до 3 лет обычно отличаются повышенной возбудимостью и неустойчивостью эмоциональных состояний: они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут долго без пере­рыва ходить или бегать. Поэтому чрезмерно активных детей необходимо сдерживать, не разрешать им висеть на руках, прыгать с большой высоты, важно уметь переключать их на спокойные игры.

Летом детям нужны ведерки, лейки, совочки для занятий с водой и песком: зимой — санки, деревянные лопатки. Различные пособия и игрушки способствуют развитию у детей разнообразных движений, возникновению двигательных игр. Дети придумывают игры в шоферов, поезд и т. п.

3-летние дети начинают заменять подражание действиям взрослых различными «изобразительными» играми или игра­ми в «ролях»: они укладывают своих кукол спать, изобража­ют докторов, сторожей и пр. Дети не только повторяют знакомые им действия, но и активно воспроизводят виден­ное — игрaют в дочки - матери, повара, прачку. Увеличивается длительность игры, сюжет становится устойчивее.

Постепенно усложняется и содержание игр. Дети вначале выполняют движения по указанию взрослых: изображают курочку или птичку, «клюют», собирают «зернышки», «летают». В дальнейшем игра усложняется, появляются по 2—3 роли — один изображает овцу, другой — волка, тре­тий - пастуха.

У детей третьего года жизни более координированными становятся движения рук. Вначале они просто манипулируют с кубиками, расставляют их рядом, ставят один на другой, затем действия их становятся более целеустремленными, они начинают «строить», развивается воображение, сообразительность, они стремятся добиться желаемого результата – посторить «дом», «забор», «гараж». Очень важно руководить игрой детей даже тогда, когда малыши занимаются сами. Игру одних нужно усложнить, других научить доводить начатoe до конца, с третьими поговорить во время игры, если они играют молча.

Основным регулятором поведения ребенка третьего года жизни является речь взрослого. Однако, когда малыш не очень хорошо понимает речь, приходится дополнять ее показом.

Особое внимание должны обращать родители на детей, несколько отстающих в своем развитии или поведении. Таким детям следует особенно тщательно подбирать игры, стремясь активизировать вялых, апатичных и, наоборот, успо­каивать чрезмерно подвижных.

Следует помнить, что процесс восприятия и усвоения нового материала в занятиях детей еще сложен, внимание у них развито недостаточно. Нужно усложнять задания по­степенно, а при первых признаках утомления предложить ребенку закончить то или иное занятие.

Для облегчения подбора движений детям oт 1 года до 3 лет ниже приведены комплексы на каждые полгода жизни.


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний