Динамика и интенсивность процессов развития ребенка. Нервная система

14 Декабря в 15:13 544 0


Нервная система. У новорожденного движения нецеленаправленны, он отвечает на внешние раздражения неосмысленными, хаотичными движениями. По мере формирования и совершенствования коры головного мозга на смену бесцельным движениям приходят целенаправленные и согласованные. Сначала малыш делает движения головой в стороны, поворачивается, захватывает ручками предметы. Затем он начинает переворачиваться со спины на живот и обратно, ползать, сидеть, подниматься на ноги, стоять и ходить. Все эти движения являются условными рефлексами, с по­мощью которых организм приспосабливается к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Дыхательные пути младенца, по которым воздух поступает в легкие, очень узки, нос у них мал и короток, дыхание частое - 40—50 раз в минуту (у взрослого 16-20).

По мере развития легких количество дыханий в минуту к концу года уменьшается до 30.

Ритм дыхания у детей неустойчив. Легкое психическое возбуждение, незначительное физическое напряжение, не­большое повышение температуры тела или окружающего воздуха почти всегда вызывают значительное учащение дыхания, a иногда и некоторое нарушение его ритма. В связи с относительно малым объемом грудной полости и слабостью дыхательной мускулатуры подвижность грудной клетки огра­ничена, однако в единицу времени через легкие ребенка про­текаем больше крови, чем через легкие взрослых, что способ­ствует хорошему газообмену.

Сердечно-сосудистая система ребенка начинает функционировать раньше других систем, поэтому ко времени рождения она наиболее зрелая. Мышечные волокна сердца младенца очень нежны.

Кровеносные сосуды у детей раннего возраста относи­тельно шире, чем у взрослых, кровяное давление ниже, частота сердечных сокращений больше. Пульс у детей значительно чаще, чем у взрослых. С возрастом он постепенно замедляется. Объясняется это не только более быстрой сокра­щаемостью сердечной мышцы детей, но и более интенсивным обменом веществ. В первое полугодие пульс равен 130-140 ударов в минуту, причем он у них заметно учащается при беспокойстве, крике, различных движениях.

Органы пищеварения малышей приспособлены главным образом для переваривания грудного молока. На­чиная со второго полугодия они постепенно приобретают способность усваивать другую пищу. Желудок младенцев имеет сравнительно слабые мышечные стенки, недоразвитое дно и широкий вход, следствием чего являются срыгивания и легкая рвота. В первые месяцы жизни желудок ребенка расположен почти горизонтально, a когда ребенок начинает стоять и ходить, он принимает более вертикальное положе­ние. При правильном естественном вскармливании желудок здорового ребенка освобождается от остатков молока через 2—3 часа. В связи со слабым развитием в кишечной стенке мышечного слоя и эластических волокон у детей раннего возраста легко расстраивается деятельность кишечника появ­ляются поносы, запоры, затрудняется отхождение газов.

Внутренние органы грудных детей в течение первого года жизни усиленно развиваются.

Обмен веществ у младенцев благодаря усиленным про­цессам роста происходит энергичнее, чем у взрослых. Регуля­ция обмена веществ у них еще несовершенна, так как не закончено развитие коры головного мозга. По мере совершен­ствования центральной нервной системы peгулирующее влияние ее на обмен веществ постепенно нормализуется.

Установлены возрастные закономерности появления двигательных умений у детей. Доказано, что пра­вильное физическое развитие ребенка способствует совершенствованию высшей нервной деятельности, обусловливающей в дальнейшем формирование его психики.

Развитие детей определяется но статическим функциям (по их способности удерживать голову и туловище лежа, сидя и стоя) и динамическим (умение поворачивать туловище лежа, ползать на четвереньках, вставать, ходить). Статиче­ские и динамические функции формируются последователь­но - соответственно месяцам жизни детей.

Родителям всегда интересно знать, правильно ли разви­ваются их дети, соответствует ли их развитие установленным нормам. Нормальные дети должны развиваться по месяцам следующим образом.

Новорожденный ребенок всегда беспомощен, в вертикальном положении не удерживает головку, не может самостоятельно изменить положение своего тела, лежа на животе, голову не поднимает, движения его ручек и ножек беспорядочны.

Достигнув 1 - 1,5 месяца, малыш в вертикальном положении может в течение нескольких секунд удерживать голову прямо; лежа на животе, пытается поднимать голову; производит рефлекторные (несознательные) движения в ответ на раздражения.

2-месячный ребенок удерживает голову в верти­кальном положении 1 - 1,5 минуты; поднимает ее, лежа на животе приподнимает грудь; начинает улыбаться, "гулить", следить глазами за яркими предметами.

В 3 месяца нормально развивающиеся дети свободно удерживают голову в вертикальном положении: лежа на животе приподнимают туловище, опираясь на локти и предплечья; тянутся к игрушкам и могут удерживать их рукой, начинают поворачивать голову на звук., смеяться.

Когда 4-месячного малыша держат в вертикальном положении, он крепко упирается ножками, сидит с поддержкой; лежа на животе, приподнимается на руках, опираясь на ладони; самостоятельно поворачивается со спины на живот; хватает и удерживает в руках мелкие предметы.

Ребенок 5 месяцев может сидеть, держась за что-нибудь руками; если его поддерживать под мышки, он «стоит» прямо, не подгибая ножек; долго лежит на животе с приподнятым туловищем, опираясь на руки; пытается поворачиваться с живота на спину; подолгу удерживает схваченные предметы.

В 6 месяцев малыш сидит без поддержки, свободно переворачивается с живота на спину, пытается ползать на четвереньках; при потягивании за руки садится и поднимается на ноги, с поддержкой пытается переступать ножками; хватает предметы одной рукой.

На 7-м месяце ребенок может сидеть без опоры; сидя самостоятельно, наклоняет и выпрямляет туловище; встает на колени, цепляясь за сетку кровати; легко садится, держась за пальцы взрослого; ползает на четвереньках, поддерживаемый за грудь; хорошо переступает ногами; его движения становятся более целеустремленными - он поднимает упавшую бутылочку, перекладывает игрушку из одной руки в другую.

В 8 месяцев дети самостоятельно садятся, ложатся и встают на ноги, цепляясь за какую-нибудь опору; хорошо ползают, стоят, переступают с ножки на ножку при поддержке за руку; по просьбе взрослою делают «ладушки», интересуются игрушками.

В 9месяцев  малыш, поддерживаемый за руки, ходит; может долго стоять и начинает самостоятельно ходить, держась за опору; садится; встает на колени; по просьбе взрослого выполняет ряд движений - дает ручку, машет ею; самостоятельно играет игрушками.

Ребенок 10 месяцев может недолго стоять без опоры, вставать без поддержки, ходить, держась за каталку или за руку. Он крепко держит игрушки, сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочки, лает и берет мяч, прячет его.

В 11 месяцев ребенок долго стоит без опоры, хорошо ходит, держась за руку; начинает ходить от предмета к предмету, приседать без опоры.

На 12-м месяце дети самостоятельно ходят; без опоры приседают и выпрямляются; могут, наклонившись, поднять предмет; их занятия с игрушками становятся более разнообразными; они выполняют сравнительно сложные задания - открывают дверь, приносят отдельные предметы.

Существуют примерные возрастные показатели развития основных движений для детей от года до 3 л е т. Зная их, родители смогут оценить двигательные качества своего ребенка.

Так, дети от 1 года до 1 года 2 месяцев могут пройти не садясь до 10 м; влезть на лесенку высотой 1 м; перелезть на четвереньках через бревно.

Дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 4 месяц е в начинают ходить более уверенно. Они даже могут перешагнуть через лежащую на полу палку, перелезть через бревно, бросить малый мяч на расстояние до 50 см.

В 1 год 5 месяцев — 1 год 6 месяцев малыш легко влезает на ящик или бревно высотой 10 см; перешагивает через веревку, поднятую над полом на 10 см; может бросить одной рукой малый мяч в большую цель, которая находится на полу в 20 - 40 см от него.

Дети от 1 года 7 месяцев до 2 лет могут пройти по наклонной доске, один конец которой приподнят от пола на 20—25 см; влезть на лестницу высотой 1,5 м; перешагнуть через веревку, поднятую над полом на 18— 20 см; попасть малым мячом в цель на расстоянии 50—70 см.

Дети 2 — 2,5 года влезают на табурет высотой 20 см: могут пройти по наклонной доске, один конец которой установлен на 25—30 см над полом, и перешагнуть через палку, приподнятую над полом на 20—30 см; бросить мяч в цель на расстояние 80 — 100 см.

Дети 3 лет могут ходить вверх и вниз по наклонной доске, один конец которой приподнят над полом на 30-35 см; влезть на табурет высотой 25 см; бросить большой мяч на расстояние 100 см.

Конечно, указанные возрастные показатели детей очень условны, однако они позволяют родителям составить представление о развитии своих детей.


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний