Динамика и интенсивность процессов развития ребенка

14 Декабря в 15:02 551 0


Организм ребенка непрерывно paстeт и развивается. Интенсивность процессов развития, их динамика тем выше, чем ребенок моложе. Каждый возраст имеет свои характер­ные особенности.

Условно приняты следующие периоды детства:

Период новорожденности — первые 3 —4 не­дели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функциониро­вать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая из-за несовершенства коры головного мозга: выражены только безусловные реф­лексы.

Грудной период — первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются движе­ния, быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период — от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные умения совершен­ствуются, формируется речь, ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Родители должны научиться определять, правильно ли растет их ребенок, соответствуют ли его вес и рост установ­ленной возрастной норме. Необходимо также обращать вни­мание на окружность груди ребенка, головы, состояние кост­ной, мышечной и нервной систем, внутренних органов, развитие двигательных навыков и психики.

Здоровые новорожденные дети, по данным большинства авторов, в среднем весят: мальчики - 3100 — 3400 г, де­вочки - 3000 - 3200 г. В течение первых 4—5 дней они обычно теряют в весе 150 - 200 г, но к 10- 12-му дню жизни их вес достигает первоначальной величины.

По данным известного советского педиатра проф. А. Ф. Тура. 3-месячные дети в среднем ежедневно прибавляют в весе 25-30 г, во второй четверти первого года жизни 20 - 25 г, в третьей четверти -18-20 г и, наконец, в последней - 16—18 г. В среднем за месяц они прибавляют 600 - 700 г в первом полугодии и 500-600 г — во втором.

Часто родителям кажется, что их дети медленно прибав­ляют в весе, а ведь это очень легко проверить. Можно пользоваться приблизительным расчетом: вес ребенка (в граммах) должен быть равен весу его при рождении плюс число меся­цев жизни, умноженное на 600 в первом полугодии и на 500 во втором. Например, 5-месячный ребенок должен весить: 3200 + (600 х 5) = 6200 г. Такой расчет, конечно, приблизи­телен.

На втором году жизни вес увеличивается значительно медленнее. Ребенок прибавляет всего 2,5—3 кг, что состав­ляет 200 - 250 г в месяц.

Нормальное прибавление веса — один из основных показателей правильного физического развития ребенка. Однако вес детей одного и того же возраста может быть paзличным. Поэтому при оценке физического развития каждого ребенка надо учитывать не только его возраст, но и длину тела. Только сопоставление этих величин позволит составить достаточно правильное представление об особенностях веса тела и упитанности ребенка.

Рост детей подвержен индивидуальным колебаниям еще в большей степени, чем вес. В среднем длина тела ново­рожденного ребенка равна 48—52 см, причем длина тела у девочек, как правило, меньше, чем у мальчиков. В течение первого года жизни рост увеличивается наполовину (в сред­нем на 25 см): в первые 3 месяца примерно на 3 см в каждом, с четвертого по шестой месяц - на 2,5 см, с седьмого по девя­тый - на 1,5 см и с десятого по двенадцатый месяц — на 1 см.

После года интенсивность роста снижается еще больше. В течение второго года ребенок вырастает примерно на 10-12 см, третьего года - на 7 см, причем у девочек рост и вес увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчиков. Лучше всего дети растут в летние и весенние месяцы

Рост грудного ребенка измеряют в положении лежа. На стол кладут широкую доску, перпендикулярно которой расположены две дощечки, одна укреплена неподвижно, вторая скользит вдоль доски, сбоку на доске нанесены деле­ния в сантиметрах.

Длину тела детей старше года можно приблизительно определить так: 75 см + 5 см х п (5— среднее увеличение длины тела; п — число лет).

Для определения правильности развития ребенка большое значение имеют размеры окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяется пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития.

Окружность головы у новорожденного ребенка примерно равна 34 - 35 см. Особенно интенсивно она увели­чивается в первые месяцы жизни и к 6 месяцам равна 42 см (становится равной окружности груди), а к году — 46 см. В 3 года окружность головы равна 48-49 см. При измерении головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылочный бугор, а спереди - надбровные дуги.

Окружность грудной клетки - важный показатель физического развития детей. Она увеличивается неравномерно сравнительно мало в течение первых 3 меся­цев и весьма интенсивно в следующие месяцы первого года жизни. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой: спереди накладывают ленту на уровне сосков, сза­ди — на уровне нижних углов лопаток.

Окружность грудной клетки у новорожденного равна примерно 32—34 см. причем у мальчиков она, как пра­вило, больше, чем у девочек. К году окружность груди уве­личивается на 11 -13 см и достигает в среднем 45 - 48 см: окружность груди ребенка в этом возрасте обычно боль­ше окружности головы. В 3 года окружность груди равна 51 -52 см.

После года интенсивность роста снижается еще больше. В течение второго года ребенок вырастает примерно на 10-12 см, третьего года - на 7 см, причем у девочек рост и вес увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчиков. Лучше всего дети растут в летние и весенние месяцы

Рост грудного ребенка измеряют в положении лежа. На стол кладут широкую доску, перпендикулярно которой расположены две дощечки, одна укреплена неподвижно, вторая скользит вдоль доски, сбоку на доске нанесены деле­ния в сантиметрах.

Длину тела детей старше года можно приблизительно определить так: 75 см + 5 см х п (5— среднее увеличение длины тела; п — число лет).

Для определения правильности развития ребенка большое значение имеют размеры окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяется пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития.

Окружность головы у новорожденного ребенка примерно равна 34 - 35 см. Особенно интенсивно она увели­чивается в первые месяцы жизни и к 6 месяцам равна 42 см (становится равной окружности груди), а к году — 46 см. В 3 года окружность головы равна 48-49 см. При измерении головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылочный бугор, а спереди - надбровные дуги.

Окружность грудной клетки - важный показатель физического развития детей. Она увеличивается неравномерно сравнительно мало в течение первых 3 меся­цев и весьма интенсивно в следующие месяцы первого года жизни. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой: спереди накладывают ленту на уровне сосков, сза­ди — на уровне нижних углов лопаток.

Окружность грудной клетки у новорожденного равна примерно 32—34 см. причем у мальчиков она, как пра­вило, больше, чем у девочек. К году окружность груди уве­личивается на 11 -13 см и достигает в среднем 45 - 48 см: окружность груди ребенка в этом возрасте обычно боль­ше окружности головы. В 3 года окружность груди равна 51 -52 см.

Меньшее значение для суждения об общем физическом развитии ребенка имеет окружность живота. Ве­личина ее крайне изменчива и зависит от характера питания, тонуса мышц использования физических упражнений. Окруж­ность живота должна быть несколько меньше окружности груди. Если живот значительно больше груди, значит, ребе­нок развит непропорционально.

Кожа - орган дыхания, теплорегуляции, обмена веществ, сложный орган чувств. Велика ее физиологическая роль как защитного органа, предохраняющего глубоколежащие ткани от механических и других воздействий. Правда, именно эта функция кожи у грудных детей выражена значительнo слабее, чем у взрослых, так как у них она легкоранима и чаще инфицируется.

Состояние костной, мышечной и нервной систем ребенка, а также внутренних органов определяется врачом.

Костная ткань грудного ребенка содержит меньше плотных веществ и больше воды, чем у взрослых, и поэтому обладает меньшей ломкостью. Костный скелет младенца долго остается мягким, податливым и слабым, что требует осторожного обращения с ребенком. При неправильном ношении ребенка (на одной руке) и нарушении правил |пеленания кости детей раннего возраста легко искривляются.

Позвоночник новорожденных, состоящий из хрящевой ткани, в первые месяцы жизни почти прямой. Изгибы его формируются постепенно, по мере роста ребенка (когда он начинает держать головку, сидеть, стоять и ходить). Первое время эти изгибы позвоночника при лежании ребенка сглажи­ваются, а в дальнейшем приобретают стойкую форму.

Костная система и мышечно-связочный аппарат у груд­ных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежны, а поэтому и легкоранимы. Эти особенности детей надо учитывать при назначении и проведении физкультурных мероприятий.

Мышечная система у младенцев развита срав­нительно слабо и составляет всего лишь 23—25% от веса тела, в то время как у взрослых - около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей; они сокращаются медленно и долго не расслабляются.

Родителям необходимо знать, что у детей в первые меся­цы жизни преобладает тонус (напряжение) мышц-сгибателей над разгибателями, в, связи с чем они обычно лежат с согну­тыми конечностями. При нормальном развитии ребенка повышенный тонус (гипертонус) мышц рук проходит к 2- 2,5 месяцам, а мышц ног — к 3-4 месяцам жизни.


Исаева Е.И.

Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний