Организм ребенка непрерывно paстeт и развивается. Интенсивность процессов развития, их динамика тем выше, чем ребенок моложе. Каждый возраст имеет свои характерные особенности.
Условно приняты следующие периоды детства:
Период новорожденности — первые 3 —4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая из-за несовершенства коры головного мозга: выражены только безусловные рефлексы.
Грудной период — первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются движения, быстро увеличиваются вес и рост.
Преддошкольный период — от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные умения совершенствуются, формируется речь, ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.
Родители должны научиться определять, правильно ли растет их ребенок, соответствуют ли его вес и рост установленной возрастной норме. Необходимо также обращать внимание на окружность груди ребенка, головы, состояние костной, мышечной и нервной систем, внутренних органов, развитие двигательных навыков и психики.
Здоровые новорожденные дети, по данным большинства авторов, в среднем весят: мальчики - 3100 — 3400 г, девочки - 3000 - 3200 г. В течение первых 4—5 дней они обычно теряют в весе 150 - 200 г, но к 10- 12-му дню жизни их вес достигает первоначальной величины.
По данным известного советского педиатра проф. А. Ф. Тура. 3-месячные дети в среднем ежедневно прибавляют в весе 25-30 г, во второй четверти первого года жизни 20 - 25 г, в третьей четверти -18-20 г и, наконец, в последней - 16—18 г. В среднем за месяц они прибавляют 600 - 700 г в первом полугодии и 500-600 г — во втором.
Часто родителям кажется, что их дети медленно прибавляют в весе, а ведь это очень легко проверить. Можно пользоваться приблизительным расчетом: вес ребенка (в граммах) должен быть равен весу его при рождении плюс число месяцев жизни, умноженное на 600 в первом полугодии и на 500 во втором. Например, 5-месячный ребенок должен весить: 3200 + (600 х 5) = 6200 г. Такой расчет, конечно, приблизителен.
На втором году жизни вес увеличивается значительно медленнее. Ребенок прибавляет всего 2,5—3 кг, что составляет 200 - 250 г в месяц.
Нормальное прибавление веса — один из основных показателей правильного физического развития ребенка. Однако вес детей одного и того же возраста может быть paзличным. Поэтому при оценке физического развития каждого ребенка надо учитывать не только его возраст, но и длину тела. Только сопоставление этих величин позволит составить достаточно правильное представление об особенностях веса тела и упитанности ребенка.
Рост детей подвержен индивидуальным колебаниям еще в большей степени, чем вес. В среднем длина тела новорожденного ребенка равна 48—52 см, причем длина тела у девочек, как правило, меньше, чем у мальчиков. В течение первого года жизни рост увеличивается наполовину (в среднем на 25 см): в первые 3 месяца примерно на 3 см в каждом, с четвертого по шестой месяц - на 2,5 см, с седьмого по девятый - на 1,5 см и с десятого по двенадцатый месяц — на 1 см.
После года интенсивность роста снижается еще больше. В течение второго года ребенок вырастает примерно на 10-12 см, третьего года - на 7 см, причем у девочек рост и вес увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчиков. Лучше всего дети растут в летние и весенние месяцы
Рост грудного ребенка измеряют в положении лежа. На стол кладут широкую доску, перпендикулярно которой расположены две дощечки, одна укреплена неподвижно, вторая скользит вдоль доски, сбоку на доске нанесены деления в сантиметрах.
Длину тела детей старше года можно приблизительно определить так: 75 см + 5 см х п (5— среднее увеличение длины тела; п — число лет).
Для определения правильности развития ребенка большое значение имеют размеры окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяется пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития.
Окружность головы у новорожденного ребенка примерно равна 34 - 35 см. Особенно интенсивно она увеличивается в первые месяцы жизни и к 6 месяцам равна 42 см (становится равной окружности груди), а к году — 46 см. В 3 года окружность головы равна 48-49 см. При измерении головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылочный бугор, а спереди - надбровные дуги.
Окружность грудной клетки - важный показатель физического развития детей. Она увеличивается неравномерно сравнительно мало в течение первых 3 месяцев и весьма интенсивно в следующие месяцы первого года жизни. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой: спереди накладывают ленту на уровне сосков, сзади — на уровне нижних углов лопаток.
Окружность грудной клетки у новорожденного равна примерно 32—34 см. причем у мальчиков она, как правило, больше, чем у девочек. К году окружность груди увеличивается на 11 -13 см и достигает в среднем 45 - 48 см: окружность груди ребенка в этом возрасте обычно больше окружности головы. В 3 года окружность груди равна 51 -52 см.
После года интенсивность роста снижается еще больше. В течение второго года ребенок вырастает примерно на 10-12 см, третьего года - на 7 см, причем у девочек рост и вес увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчиков. Лучше всего дети растут в летние и весенние месяцы
Рост грудного ребенка измеряют в положении лежа. На стол кладут широкую доску, перпендикулярно которой расположены две дощечки, одна укреплена неподвижно, вторая скользит вдоль доски, сбоку на доске нанесены деления в сантиметрах.
Длину тела детей старше года можно приблизительно определить так: 75 см + 5 см х п (5— среднее увеличение длины тела; п — число лет).
Для определения правильности развития ребенка большое значение имеют размеры окружности головы, груди и живота. По этим показателям определяется пропорциональность соотношений важнейших частей тела ребенка, гармоничность его развития.
Окружность головы у новорожденного ребенка примерно равна 34 - 35 см. Особенно интенсивно она увеличивается в первые месяцы жизни и к 6 месяцам равна 42 см (становится равной окружности груди), а к году — 46 см. В 3 года окружность головы равна 48-49 см. При измерении головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылочный бугор, а спереди - надбровные дуги.
Окружность грудной клетки - важный показатель физического развития детей. Она увеличивается неравномерно сравнительно мало в течение первых 3 месяцев и весьма интенсивно в следующие месяцы первого года жизни. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой: спереди накладывают ленту на уровне сосков, сзади — на уровне нижних углов лопаток.
Окружность грудной клетки у новорожденного равна примерно 32—34 см. причем у мальчиков она, как правило, больше, чем у девочек. К году окружность груди увеличивается на 11 -13 см и достигает в среднем 45 - 48 см: окружность груди ребенка в этом возрасте обычно больше окружности головы. В 3 года окружность груди равна 51 -52 см.
Меньшее значение для суждения об общем физическом развитии ребенка имеет окружность живота. Величина ее крайне изменчива и зависит от характера питания, тонуса мышц использования физических упражнений. Окружность живота должна быть несколько меньше окружности груди. Если живот значительно больше груди, значит, ребенок развит непропорционально.
Кожа - орган дыхания, теплорегуляции, обмена веществ, сложный орган чувств. Велика ее физиологическая роль как защитного органа, предохраняющего глубоколежащие ткани от механических и других воздействий. Правда, именно эта функция кожи у грудных детей выражена значительнo слабее, чем у взрослых, так как у них она легкоранима и чаще инфицируется.
Состояние костной, мышечной и нервной систем ребенка, а также внутренних органов определяется врачом.
Костная ткань грудного ребенка содержит меньше плотных веществ и больше воды, чем у взрослых, и поэтому обладает меньшей ломкостью. Костный скелет младенца долго остается мягким, податливым и слабым, что требует осторожного обращения с ребенком. При неправильном ношении ребенка (на одной руке) и нарушении правил |пеленания кости детей раннего возраста легко искривляются.
Позвоночник новорожденных, состоящий из хрящевой ткани, в первые месяцы жизни почти прямой. Изгибы его формируются постепенно, по мере роста ребенка (когда он начинает держать головку, сидеть, стоять и ходить). Первое время эти изгибы позвоночника при лежании ребенка сглаживаются, а в дальнейшем приобретают стойкую форму.
Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежны, а поэтому и легкоранимы. Эти особенности детей надо учитывать при назначении и проведении физкультурных мероприятий.
Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23—25% от веса тела, в то время как у взрослых - около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей; они сокращаются медленно и долго не расслабляются.
Родителям необходимо знать, что у детей в первые месяцы жизни преобладает тонус (напряжение) мышц-сгибателей над разгибателями, в, связи с чем они обычно лежат с согнутыми конечностями. При нормальном развитии ребенка повышенный тонус (гипертонус) мышц рук проходит к 2- 2,5 месяцам, а мышц ног — к 3-4 месяцам жизни.
Исаева Е.И.