Чи, движение и здоровье

03 Декабря в 23:38 514 0


В течение двадцати пяти лет мы занимались акупунктурой и применяли методы восточной мануальной терапии и хотим представить читателю точку зрения восточной медицины на диагностику и лечение. В отличие от современной западной медицины восточная медицина развивалась тогда, когда еще не было систематизированных данных по анатомии и физиологии, не были заложены основы анализа глубинных физиологических процессов, лежащих в основе современной диагностики и лечения. В результате была создана сугубо практическая медицина, основанная на тысячелетнем опыте.

Изучение восточной философии привело нас к пониманию того, как метафора использовалась для описания природы мироздания. Многие студенты, изучающие восточную медицину (как на Востоке, так и на Западе), ошибаются, полагая, что ее принципы содержат описание физической картины мира, тогда как это метафоры, используемые для обучения лечебному искусству.

Эта книга, опирающаяся на древнейшие корни восточной медицины, запресована тем, кто, подобно нам, действует, чтобы изменить состояние мышц и фасций для максимального уменьшения или прекращения страданий наших пациентов. Поэтому настоящее руководство построено так, чтобы дать ответы на следующие вопросы: каков наш подход к испытывающему боль пациенту? что мы хотим найти? что мы осязаем? как нам разрубить гордиев узел боли, от которой страдают наши пациенты? Именно эти вопросы определяют наше отношение к пациентам.

По-видимому, ни одна из областей западной медицины не является настолько близкой к магматическому подходу восточной медицины, как лечение мышечно-фасциальных болей, великолепный специалист, доктор Дж. Трэвел, для которой изучение мышечно-фасциальной структур и триггерных точек стало делом всей жизни, была всегда настроена на действие.

Ее тщательно выполненные записи о паттернах мышечно-фасциальной боли, об ассоциированных болевых зонах, о причинах и поддерживающих факторах обобщают многолетний клинический опыт. Не будучи знакома с восточной медициной, она самостоятельно открыла меридиональную терапию. Ее труд - это истинный подвиг, основанный на четком клиническом анализе и обобщении разнообразных ощущений, испытываемых пациентами с болевым синдромом. Книга, написанная совместно с доктором Д. Симон-сом, отличается прагматическим подходом и является руководством именно к действию.

Нам неоднократно доводилось в период между 1991 и 1994 годами наблюдать за работой доктора Дж. Трэвел, это была счастливая возможность видеть истинного мастера. Она знала, что предпринять, на что воздействовать и какие совершать движения, и всегда помогала своим пациентам. Она понимала, что ее лечение приносит пользу, и строила гипотезы, как это происходит.

Концепции и подходы, которыми она пользовалась, были просты и помогали людям изменить жизнь и избавиться от страданий. Совместная работа с доктором Дж. Трэвел убедительно показала нам, что избавление от боли может быть успешным только при сочетании методов западной и восточной медицины. Интересно, что специалисты, придерживающиеся обеих этих систем, не понимают природу того, что их объединяет.

В течение пятнадцати лет мы изучали и использовали как методы традиционной китайской медицины (ТКМ), так и приемы древнего искусства акупунктуры, на самом деле представляющего собой целую группу методик, объединяемых под названием «меридиональная акупунктура». Традиционная китайская медицина, изначально основывавшаяся на интерналистской модели, полагает методы акупунктуры и траволечения неразделимыми. ТКМ ставит на первое место диагностику состояния внутренних органов по многочисленным симптомам и признакам, включая характеристики пульса, а также внешний вид языка.

Специалисты по меридиональной акупунктуре, в отличие от врачей ТКМ, используют иглы в первую очередь и преимущественно для открытия сужений каналов, идущих вдоль меридиана. В совершенстве владея мастерством пальпации, они находят такие сужения и вводят иглы в определенные точки, имеющие внутреннюю связь с местом сужения; зачастую они также диагностируют отдаленные сужения, связанные с исходным.

Однако на практике мы обнаружили, что методы иглотерапии, как предлагаемые традиционной китайской медициной, так и практикуемые приверженцами меридиональной акупунктуры, ограничены в возможностях помощи пациентам, страдающим от хронической или острой мышечно-фасциальной боли независимо от ее локализации.

Труды доктора Дж. Трэвел помогли разобраться в этом вопросе. И мы начали разрабатывать метод, сочетающий возможности меридиональной терапии с подходами, очерченными Дж. Трэвел и Д. Симонсом. В ходе этой работы мы стали замечать сходство между болевыми паттернами, продуцируемыми триггерными точками, и ходом меридианов по туловищу и конечностям.

Проводя прямое воздействие на источник боли — конкретные мышцы, таящие выявленные при пальпации триггерные точки, в сочетании с последующим поддерживающим воздействием по ходу заинтересованных меридианов, мы обнаружили, что стали способны существенно изменять состояние наших пациентов и более эффективно избавлять их от боли. Полученный в результате интеграции западного и восточного подходов метод мы назвали мышечно-фасциальной меридиональной терапией. Смешение западной и восточной точек зрения оказалось полезным: оно принесло реальные результаты.



За последнее десятилетие произошел беспрецедентный рост количества людей, желающих освоить принципы метода акупунктуры и других восточных медицинских практик. Среди них терапевты, дантисты, хиропрактики, остеопаты, физиотерапевты и массажисты, стремящиеся найти дополнительные и, может быть, более эффективные средства помощи для своих пациентов.

Вторую группу составляют те, кто на личном опыте убедился в эффективности акупунктуры и теперь желает поменять профессию, возможно, для того, чтобы дать другим то, что помогло им самим. В большинстве случаев (если не во всех) эти люди интересуются здоровьем человека в целом, их не удовлетворяет узкая специализация, принятая в современном медицинском сообществе, при которой пациент воспринимается как набор симптомов. Специалисты из разных областей оздоровления проникаются древним и теперь вновь обретенным уважением к особенностям отдельной личности и поддерживают концепцию, согласно которой недомогание не только обусловлено дисфункцией организма в целом, но и влияет на весь организм.

Мышечно-фасциальная меридиональная терапия является такой формой лечения, которая, будучи направлена на избавление пациента от боли, воздействует на весь организм. Поскольку мышечно-фасциальная меридиональная терапия использует аспекты и восточного, и западного подходов к оздоровлению человека, предлагаемые в ней основы лечения могут послужить точкой пересечения для тех, кто ориентирован на восточную либо на аллопатическую медицину.

Те, кто опирается на принципы восточной медицины, могут расширить свои подходы к лечению боли, углубленно изучая миофасциальные структуры и ту комплексную роль, которую играют мышцы и фасции для поддержания здоровья и общего самочувствия. Те же, кто основывается на традициях западной медицины, могут увеличить свой теоретический и практический багаж, осваивая некоторые фундаментальные концепции, используемые в практике восточной медицины.

Одним из самых важных среди принятых в восточной медицине понятий является «чи», именуемое в популярной литературе «жизненной силой». Вполне возможно, именно чи найдет свое определение в западной терминологии и станет когда-нибудь той общей точкой, в которой сойдутся западный и восточный подходы.

Однако для того чтобы стало возможным рассматривать чи как объединяющий и направляющий лечение принцип, его определение следует расширить и частично пересмотреть. Необходимо предварить дальнейшее обсуждение замечанием о том, что китайская философская терминология крайне расплывчата, и термины меняют свое значение в зависимости от контекста.

Нам бы хотелось сделать понятие чи востребованным и необходимым для специалистов по мышечно-фасциальной меридиональной терапии независимо от их исходной ориентации. Будем надеяться, что при этом будет выполнена и прагматическая задача лечения боли, и само понятие чи наполнится реальным содержанием.

Самый интригующий и плодотворный аспект принципов восточной медицины — их прямая связь с основами мироздания. Даоистская (даосская) проекция космологии на здоровье человека, согласно которой человек есть часть всеобъемлющей мировой системы, является основополагающей для понимания древнего восточного похода к здоровью человека. Рассмотрение человека как микросистемы, составляющей часть макросистемы, абсолютно необходимо для осознания того, как следует проводить лечение. Действительно, принципы акупунктуры не созданы специально для нее, а являются следствием приложения универсальных принципов к акупунктуре.

Даосская космология начинается с понятия «ву чи», иногда описываемого как пустота, ничто или несуществование. Его мироздание до существования. Задумайтесь, какая это экстраординарная идея — нечю, существующее до того, как появилось что-либо. Это концепция невоплощенного Бога, Абсолюта, Единого или Ниргуна Брахман (в индуизме), в ней Бог предстает лишенным всех атрибутов. Возможно, более точно ву чи можно описать как движение, находящееся в абсолютном равновесии. Когда тонкое равновесие нарушилось, возникло движение.

Движение — понятие oтносительное, оно существует только в сравнении с чем-то, а это уже предпосылка к дуализму. Именно здесь находится начало существования; появление таи чи, инь и ян — эта концепция поразительно схожа с современной теорией становления мироздания, называемой гипотезой «большою взрыва». Итак, ву чи, будучи движением лишь в потенции, дало начало тай чи — движению, проявляющемуся в качественной форме.

Д. Финандо, C. Финандо
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний