Чи, движение и здоровье. Даосское учение

04 Декабря в 0:01 591 0


Согласно даосскому учению, все сущее, что начинает проявляться вслед за движением, может пребывать, только подчиняясь универсальному принципу дуализма дополнения и противоборства инь и ян. Все сущее является функцией и отражением первичной идеи — первого движения и появления дуализма. Бытие можно рассматривать как энергетический континуум, который начинается с высшего энеридического уровня тай чи и, исходя из него, постепенно опускается на низшие уровни, становясь все более материальным. Гай чи пронизывает все, что существует, проявляя себя в «десяти тысячах вещей» (таков китайский эвфемизм для обозначения реального мира).

Самое важное в концепции чи для мышечно-фасциальной меридиональной терапии заключается в упоминании о стремлении к движению. Органическая жизнь существует как частная вибрация или уровень движения мирового энергетическою континуума, а здоровье неразрывно связано с этим движением. Здесь мы творим не о движении чи, а о движении в чистом виде, источником которого и является чи. Чи, являющееся побудительной силой движения, можно сравнить с дао — «путем всех вещей». В начале книги «Дао де цзин» сказано, что дао, которому можно дать имя. не является вечным дао . Ест и мы попытаемся раскрыть, описать значение чи. мы исказим его сущность, сделаем в определенном смысле более материальным.

С этой точки зрения чи является понятием метафизическим и не может быть описано в физических или иных обычных терминах. Поскольку язык главным образом развивается в контексте физической реальности, то при переходе в мир метаконпепций мы оказываемся в лингвистической ловушке. Но хотя чи не может быть четко описано, мы можем говорить о нем. пользуясь метафорами или иносказаниями.

К сожалению, человеку свойственно трактовать метафизические понятия с точки зрения физической реальности, что приводит к утрате части их содержания. Исходя из этого, суждением о том, что чи представляет собой невидимое нечто, текущее по меридианам, пользоваться можно, но следует помнить, что это сугубо материалистическая трактовка этого понятия.

Фундаментальной характеристикой энергии является движение, а природа и качество этого движения определяют континуум энергии и материи. Такой континуум можно наблюдать, смотря на воду — эту замечательную субстанцию, являющуюся основой и отображением жизни. На верхнем энергетическом уровне вода существует в виде пара, а на нижнем и наиболее материальном — в виде льда.

Метафорически чи используется во многих контекстах восточной медицины, таких, как функционирование иммунной системы, мышц и мятких тканей (вей чи); пищеварение (ку чи): генетическая предрасположенность (юн чи). Во всех случаях речь идет о гармоничном движении - сама жизнь связана с понятиями сбалансированной активности и открытого, текучего движения. Нет ничего удивительного в том. что чи часто описывается метафорами, связанными с водой (море, река, источник, канал и т.д.).

Описание чи в терминах, связанных с движением, а не с материальными функциями, позволило использовать это понятие в философском обсуждении проблем жизни и здоровья почти во всех медицинских системах. Приведем слова известного остеопата Джона Макмиллана Меннела по поводу скелетно-мышечной системы: «Она осуществляет две равно важных функции. Первая — движение, вторая — поддерживание. Наиболее важным свойством движения является то, что его отсутствие означает умирание. Если движение нарушается, то скелетно-мышечная система перестает выполнять свою вторую функцию — поддерживание, и предназначенные для этого структуры становятся дисфункциональными. А это может привести к окончательной утрате поддерживающей функции».

Здоровье требует движения; когда движение прекращается, прекращается и жизнь. Когда организм функционирует должным образом, то движение в нем скоординированно и гомеодинамично. Устойчивый пульсирующий поток крови движется слаженно со столь разными и изменчивыми процессами, как мышечное сокращение и выделение или пищеварение и мышление.

Нервы через электрохимические потоки координируют активность различных систем. Эндокринные железы в нужное время секретируют гормоны, обеспечивая работу организма в целом. Мышцы, фасции. сухожилия, связки с помощью покрытых смазкой суставов производят сложные движения. Дыхательная система транспортирует в необходимых количествах фазы. Реснички и слизь выполняют роль первого защитного барьера от патогенных микробов. Пищеварительная система с помощью секреции ферментов и гармоничной перистальтики выполняет первый этап превращения пищевых веществ в энергию. Все это происходит в интерактивном взаимодействии, которое мы называем симфонией жизни, от клеточного уровня до космологического.



Центральный принцип тайджикван гласит, что вселенная и есть всепроникающее движение или активность. Это то, что мы ощущаем и реализуем через наше собственное тело. Чем более человек способен расслабляться как физически, так и психологически, тем более в нем происходит движения. Чем более он зажат (физически и психологически, что на самом деле взаимовисимо), тем более движение затруднено.

Такое затруднение движения опосредованно влияет на здоровье и самочувствие. Обдумайте слова великого мастера тайджикван доктора Жвин-Мин Яна, который рассуждает об ошибке многих целителей, полагающих, что. ощущая тепло, они воспринимают чи:
«В действительности тепло является индикатором существования чи, но вовсе не самим чи. Это напоминает ситуацию с текущим по проводнику электрическим током. Без измерительного прибора вы не можете знать, течет ли в нем ток, хотя можете воспринять некоторые феномены, такие, как тепло или магнитное притяжение. Ни то. ни другое не является электрическим током, скорее это индикаторы существования тока. Подобно этому, вы не можете непосредственно осязать чи, но можете осознать его присутствие по реакции своего тела на ощущение тепла или покалывание!»

Здесь мы снова имеем дело с двумя подходами к ощущению: физическому и метафизическому. Тепло, о котором говорит лектор Ян, вызванное усилением крово- и лимфотока и повышенной нервной проводимостью, является следствием улучшения лвижения.

Джованни Мачиочиа, автор «Основ китайской медицины», говорит об огромных трудностях, возникающих при попытке дать определение чи, которое он описывает как нечто материальное и нематериальное одновременно. В одной из предлагаемых им интерпретаций он называет чи «движущей силон». Подобно многим, кто подробно исследовал эту концепцию, он решил оставить термин чи без перевода.

Аналогичные трудности с дефинициями возникают, когда мы имеем дело и с другими метаконцепциями, например, многомерного пространства. Четырех- или пятимерные пространства можно описать в математической или метафорической формах, но их невозможно отобразить или описать обыденным языком. Попытайтесь нарисовать перпендикуляр ко всем трем взаимно перпендикулярным осям (таков образ четырехмерного пространства), и вы столкнетесь с затруднениями. Чи попадает в ту же категорию дефиниционной сложности, что и другие метаконцепции. Тем не менее, если мы соотнесем концепцию чи с движением, то получим идею, которая может сыграть роль мостика, перекинутого между восточным и западным взглядами на жизнь и здоровье.

Мышечно-фасциальная меридиональная терапия исходит именно из этой объединяющей идеи. Движение, гармоничная активность,  беспрепятственное течение жидкостей тела и широкий диапазон свободных движений мышц и суставов — все это соотносится с жизнью и здоровьем; такое движение может быть описано как проявление чи. Констрикция, сужение, задержка, ишемия, избыточное уплотнение — все это ассоциируется с дисфункцией и болью. Будь то внутренний орган, мышца, жидкость или электрохимический импульс, патология в них связана с неким нарушением потоков, затруднением движения, изменением чи. Смерть является результатом полной утраты движения, т.е. чи.

Принимающая функциональное определение чи как движения, мышечно-фасциальная меридиональная терапия направлена не на активизацию некой субстанции, именуемой чи, а на устранение или минимизацию нарушений движения как такового. Мы склонны доверять внутренней свободе тела и стремимся создать оптимальные условия, в которых тело может излечиться самостоятельно. Поэтому задача специалиста по мышечно-фасциальной терапии — устранение сужений и нормализация потоков.

Наш основной подход к проблеме можно считать мышечно-фасциальным, но при этом мы используем и идеи, развиваемые меридиональной теорией. Успешное устранение миофасциальных спазмов основывается на знании и понимании системы меридианов, а также умении пальпировать и расслаблять компоненты мышечной и фасциальной систем.

Диагностика оказывается неразрывно связанной с лечением; она не является изучением набора дисгармоний, что принято в восточной медицине, и не описывается западной терминологией. Для постановки диагноза при мышечно-фасциальном меридиональном подходе специалист пальпирует тело пациента и определяет локализацию спазмированных участков, а затем с помощью акупунктуры или мануальной техники устраняет эти нарушения. Выбор направления воздействия при этом базируется на принципах восточной медицины.

Д. Финандо, C. Финандо
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний