Удары - прикосновение - жест

20 Марта в 17:57 850 0


Рука используется не только для хватания, она может служить также и ударным инструментом, например:

  • для работы на пишущей машинке, калькуляторе (рис. 286), компьютере или при игре на фортепьяно: каждый палец работает как молоточек, стуча по клавишам благодаря скоординированному действию мышц inferossei и flexores digitorum, особенно мышцы profondus. Вся трудность состоит в достижении функциональной независимости пальцев друг от друга и рук одна от другой, что требует умственной и мускульной подготовки и постоянной тренировки;
  • в драке, когда удары наносятся кулаком (рис. 287): кубитальным краем руки в боксе или концами пальцев в карате, или же широко распластанной ладонью при нанесении обычной пощечины;
  • при щелкании пальцами, когда средний палец с силой соскальзывает с поверхности большого пальца на его основание.

fs1_5_286-291.jpg


Прикосновение руки может быть весьма легким, как, например, при ласках (рис. 288), которые играют главную роль в общественных и особенно эмоциональных отношениях. Нужно также заметить, что как для ласкающей руки, так и для ласкаемого предмета необходима безупречная кожная чувствительность. В некоторых случаях прикосновение двух рук может иметь лечебное значение при благословении (рукоположении), которое может быть «эффективным» даже на расстоянии. Наконец, пожатие руки (рис. 289), самый банальный жест в повседневной жизни западного человека, является формой общественных контактов, имеющей символическое значение.

Жестикуляция является незаменимым атрибутом руки.


Она осуществляется в тесном взаимодействии лица с рукой, будучи зависимой от подкорковых центров (об этом свидетельствует ее исчезновение при болезни Паркинсона).

Этот язык руки и лица кодифицируется при общении между глухонемыми, но инстинктивная жестикуляция является вторым языком; в отличие от общения в форме разговора его значение универсально. Этот способ выражения мыслей имеет неисчислимые формы, которые могут иметь региональные варианты, но обычно понимаются на всей поверхности планеты, будь то кулак, поднятый в знак угрозы (рис. 282), приветствие широкой ладонью в знак мира, указующий перст (рис. 290. Рука святого Фомы на Изенгеймском иконостасе художника Матиаса Груневальда) как знак обвинения или аплодисменты, означающие одобрение. Эта жестикуляция профессионально отрабатывается актерами театра, но является инстинктивной для простого человека, причем тем более неудержимой, живой, чем более южным он является. Ее цель состоит в том, чтобы подчеркивать и усиливать смысл словесного выражения, но часто жест обходится без слов и может один выражать чувства и ситуации, чем объясняется большое количество рук, выражающих жесты на полотнах живописцев и в произведениях скульпторов. Эта роль руки не является наименее важной из ее функций, она имеет такое же значение, как и ее функциональная и сенсорная функции.

В некоторых видах кустарной деятельности, например в гончарном производстве (рис. 291), рука мастера скользит одновременно по всем плоскостям, играя роль исполнительного механизма (эффектора) в формовании изделия, сенсорную роль при распознавании формы, которая непрерывно меняется под его «рабочими ласками», и, наконец, имеет символическое значение, когда используется для изображения жеста приношения своего творения человечеству.

Именно эта полнота творческого жеста ремесленника составляет всю его ценность.


"Верхняя конечность. Физиология суставов"
А.И. Капанджи
Похожие статьи
показать еще
 
Анатомия и патанатомия