Перспективы и возможности развития детской травматологии и ортопедии

15 Апреля в 22:31 892 0


Последняя четверть прошедшего столетия ознаменовалась быстрым продвижением вперед травматологии и ортопедии, в том числе и детской. В клиническую практику внедрены новые методы диагностики - компьютерная и магнито-резонансная томографии, сонография, артроскопия и др. В клинической практике широко используют современные методы леченияпатологии опорно-двигательной системы с помощью аппаратов для внешней фиксации, техники АО и т.д. Накоплен колоссальный клинический опыт, а библиография научных исследований приближается к 10 тыс. публикаций. Тем не менее, при всем кажущемся благополучии ошибки и осложнения, порой очень тяжелые, не редки в практике лечения повреждений и заболеваний системы органов движения у детей и наблюдаются, по данным разных авторов, в 15-20% случаев. В основе этих ошибок и осложнений лежат различные объективные и субъективные факторы. Опыт показывает, что нередко лечебная тактика и методы лечения избираются шаблонно, без учета морфофункциональных особенностей детского организма, локализации и характера повреждений. Системный подход к формулированию лечебно-диагностических программ и алгоритмов является одним из важных факторов, позволяющих уменьшить число ошибок и осложнений. При системном подходе при лечении повреждений костей у детей необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детской кости, локализацию и характер перелома, величину (степень) смещения костных отломков. В зависимости от рабочей лечебно-диагностической программы определяется оптимальная лечебная тактика и наиболее рациональные метод и методика лечения. Лечебная хирургическая тактика может быть: консервативной, когда не проводят какие-либо манипуляции с отломками кости, а осуществляют лишь внешнюю иммобилизацию; активно-хирургической, при которой сопоставление отломков производят с помощью закрытых методов (закрытая ручная репозиция, закрытая ручная репозиция с трансфиксацией отломков металлическими спицами или стержнями, скелетное вытяжение, компрессионно-дистракционный остеосинтез и др.) или оперативной, когда репозицию костных отломков и их фиксацию производят в ходе оперативного вмешательства. Те или иные методы хирургического лечения применяют при различных видах переломов по строго дифференцированным показаниям с помощью разных технологических методик.

Костная пластика является одним из важных и наиболее сложных способов лечения дефектов костей у детей, возникающих в силу разных причин - травм, воспалительных заболеваний, дистрофических и диспластических процессов, опухолей костей. До настоящего времени методом выбора является замещение дефекта кости свободным костным трансплантатом (ауто- или аллоостеопластика). В результате свободный донорский трансплантат в течение достаточно продолжительного времени замещается собственной костной тканью реципиента (прямая остеопластика), а образование собственной костной ткани реципиента происходит в результате непрямого остеогенеза. Последние годы в клинической практике нашел применение метод электростимуляции репаративного остеогенеза слабыми импульсными электрическими токами, когда воздействие на кость экзогенных электрических потенциалов активизирует остеорепаративные процессы и существенно ускоряет рост и развитие нормальных костных структур. Происходит стимуляция прямого остеогенеза, а замещение дефекта кости осуществляется в результате непрямой остеопластики.



За последние 20 лет непрямая остеопластика использована при лечении 230 детей с дистрофическими поражениями (137 больных), повреждениями (66 детей), диспластическими заболеваниями костей (19 больных) и последствиями остеомиелита (8 больных).

Накопленный опыт клинического применения непрямой остеопластики показывает ее высокую эффективность при лечении патологических процессов в кости, обусловленных нарушениями остеогенеза на клеточном и капиллярно-тканевом уровнях. Широкие возможности электростимуляции остеогенеза могут быть использованы при лечении других заболеваний костей у детей.

Выше изложенное ни в коей мере не претендует на полноту обозрения перспектив и возможностей развития современной детской травматологии и ортопедии. Однако привитые со студенческой скамьи навыки системного мышления направят врача-специалиста на выявление главных, приоритетных пунктов в процессе диагностики и лечения того или иного повреждения или заболевания у каждого конкретного больного. Глубокое понимание сущности патологических процессов при травмах и заболеваниях костей у детей обусловливает стремление к поиску новых и способов и методов лечения, что должно быть уделом не только ученых, но широкого круга практических врачей.


Самойлович Э.Ф., Смирнов В.Ф., Шеин В.Н.
Тушинская детская городская больница, г. Москва, Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва

Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия