Детская профилактическая ортопедия: направления развития, технологии и средства

16 Апреля в 10:21 1058 0


Современная концепция профилактической медицины предусматривает развитие научно обоснованных направлений предупреждения возникновения отклонений в состоянии здоровья детского и взрослого населения на основе ранней диагностики и позитивной специфической и неспецифической профилактики. Наиболее распространенными и социально значимыми отклонениями здоровья детей и подростков являются нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Эти нарушения входят в группу школьно-обусловленных заболеваний, в формировании которых ведущее место занимают школьные факторы риска. Профилактика статических деформаций позвоночника и стоп имеет важное значение для предупреждения быстропрогрессирующих форм деформаций и связанных с ними инвалидизирующих состояний.

Многолетние собственные исследования в этой области позволяют сформулировать следующие основные направления развития детской профилактической ортопедии:

Первое направление - развитие теории и методологии изучения физиологических закономерностей формирования механизмов обеспечения вертикальной позы растущего организма на основе системного анализа сенсорной интеграции и моторной координации с целью выявления биомеханических маркеров напряжения механизмов регуляции устойчивого равновесного положения тела и научного обоснования объективных критериев ранней диагностики и профилактики. В рамках данного направления проводятся научные исследования по изучению механизмов регуляции вертикальной позы и оценке влияния различных факторов эндогенного и экзогенного характеров на ее устойчивость. На основании изучения показателей устойчивости вертикальной позы 1248 детей и подростков в возрасте 5-17 лет установлено, что возрастные изменения этих показателей носят нелинейный характер. Кроме того, имеются различия по полу. У девочек исходные возрастные показатели выше, чем у мальчиков. Однако темпы формирования механизмов регуляции вертикальной позы выше у мальчиков. Установлено также, что показатели устойчивости вертикальной позы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата различны. На начальных стадиях нарушений опорно-двигательного аппарата эти показатели имеют более низкие значения, чем на поздних. Устойчивость вертикальной позы у детей со сколиотическими деформациями позвоночника I-II степеней ниже, чем при клинически более выраженных формах. Эти данные свидетельствуют о компенсаторной перестройке механизмов регуляции вертикальной позы с целью обеспечения устойчивого равновесного положения тела. Для изучения механизмов регуляции вертикальной позы использовалась стабилографическая установка «Стабилан - 01» при выполнении различных функциональных тестов, связанных как с изменением положения тела, так и с различными вариантами сенсорной депривации.

Второе направление - проведение массовых профилактических скрининг-обследований состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Основной целью данного направления является объективное обследование состояния осанки, позвоночника и стоп у детей и формирование групп риска для проведения профилактических, коррекционно-оздоровительных и лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях динамического наблюдения.



Массовое объективное обследование детей стало возможным благодаря использованию метода компьютерной оптической топографии, разработанного в Новосибирском НИИ ТО (Сарнадский В.Н., Фомичев Н.Г., 1994). Метод и установка для его реализации внесены в реестр изделий новой медицинской техники МЗ и СР и разрешены для использования в медицинской практике в отличие от других подобных установок, применение которых незаконно. Метод отвечает всем требованиям объективных экспресс-обследований и имеет большие перспективы для более широкого использования при ортопедических скрининг-обследованиях. С помощью данного метода проведено обследование 4494 детей и подростков в возрасте 5-17 лет. Установлены особенности распространенности нарушений осанки и деформаций позвоночника у детей и подростков в зависимости от различных факторов риска (проживание в сельской местности, малых городах и в мегаполисе, проживание на территории с радионуклидным загрязнением, обучение в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучение в школах нового типа и в спортивных классах с высокими физическими нагрузками). Показано, что распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата является индикатором социального, психологического и физического неблагополучия детей.

Третье направление - разработка и внедрение современных профилактических, коррекционно-оздоровительных и лечебно-реабилитационных технологий в системе комплексного оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Показано, что адаптивной моделью оздоровления детей являются образовательные учреждения, позволяющие реализовать принцип максимального приближения ортопедической помощи детям. Подтверждением этого служат организация и деятельность дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, разрабатываются и успешно реализуются «Муниципальные программы профилактики и оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях». Программы включают в себя широкий спектр профилактических технологий на основе оптимизации двигательной активности, внедрения вариативного подхода к использованию школьной мебели, в том числе новых ее видов, использования БОС-технологий.

Дальнейшее развитие детской профилактической ортопедии предполагает более тесное межведомственное взаимодействие для достижения максимального профилактического и оздоровительного эффекта на всех этапах реализации программ охраны здоровья детского населения.


Кучма В.Р., Хромцов П.И.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН», г. Москва

Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия