Пути мотивации к гигиене полости рта у детей дошкольного возраста

09 Апреля в 23:14 3099 0


Гигиенический аспект профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников остается актуальным, поскольку интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока. Так, у детей в возрасте 3 лет интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, т.е. у каждого 3-летнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В г. Омске показатель равен 4,6.

Проведено анкетирование родителей, воспитателей, медицинских работников и детей детских садов г. Омска с целью выявления путей выработки мотивации к гигиене полости рта у организованных детей дошкольного возраста.

С детьми дошкольного возраста была проведена беседа. Результаты проведенных бесед, которыми были охвачены дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, показали, что у детей сформированы достаточно хорошие представления и зна-260 ния о гигиене полости рта, о назначении зубов в жизни человека, знания о полезной и неполезной пищи, а также о том, как нужно чистить зубы и сколько раз в день.

В опросе принимали участие дети, посещающие ДОУ разных видов г. Омска и работающие по разным вариативным программам («Детство», «Радуга», «Детский сад Дом радости»). Поэтому дошкольники имеют возможность в процессе различной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, игровой) и общения со взрослыми и сверстниками закреплять, расширять свои представления, умения, получаемые в ходе специальных учебных занятий. Хотя специальных знаний о том, как правильно чистить зубы, и умений, какими движениями при этом пользоваться, ДОУ в основном не дают.

По полученным результатам можно судить о том, что у детей еще не сформирована привычка к гигиене полости рта и их итак не стойкий мотив не подкрепляется со стороны взрослых. Никто из опрашиваемых детей не отметил такую категорию профессии, как врач. Этот факт свидетельствует прежде всего о том, что врач-стоматолог входит в познавательную жизнь ребенка позже, уже в школьный период жизни, и является приоритетом уже тогда, когда у ребенка сформировано свое отношение к поступкам, он может регулировать свое поведение. Тогда на первое место выступают общественные мотивы. Именно в школьном возрасте стоматолог может влиять на формирование мотивации к гигиене полости рта детей. В дошкольный период детства на формирование мотива большое влияние оказывают близкие люди (родители, родственники) или педагог (воспитатель).



На наш взгляд, нежелание детей чистить зубы может быть вызвано отсутствием необходимых условий в семье, ДОУ, наблюдением отрицательного примера взрослых, присутствием «вредных» привычек у ребенка и другое. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют прежде всего семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос и родителей, и педагогов. Но при этом в стороне не должен оставаться и врач-стоматолог, прежде всего как специалист в данной области, который может научить, как правильно чистить зубы. В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений. После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предупреждения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы, в зависимости от их возраста с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

В.Г. Сунцов, В.Д. Ландинова, А.Ж. Гарифуллина
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия