Прогнозирование поведения ребенка раннего возраста на первом приеме у врача-стоматолога детского

08 Апреля в 10:19 1855 0


Для врача-стоматолога детского важно уметь прогнозировать поведение ребенка во время стоматологического приема. Это поможет специалисту не только грамотно выстроить взаимоотношения с маленьким пациентом, но и при необходимости дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к стоматологическому вмешательству. Наиболее неопределенная ситуация возникает, когда ребенок впервые посещает стоматолога и неизвестно, как он себя поведет.

Целью настоящего исследования было выявление факторов, имеющих значение для прогнозирования поведения детей раннего возраста во время их первого визита к врачу-стоматологу.

В исследовании приняли участие 185 детей в возрасте от 1 до 3 лет, впервые посетивших врача-стоматолога, и 185 матерей. У родителей было получено информированное согласие на участие детей в исследовании. Протоколы исследования одобрены региональным этическим комитетом. Перед посещением ребенком врача проводили анкетирование матерей по разработанной нами анкете для выявления факторов, влияющих на поведение детей во время первого визита к стоматологу. Поведение ребенка интерпретировали в соответствии со Шкалой поведения Franke во время проведения первой неинвазивной процедуры (реминерализующая терапия препаратом «Глуфторед»). В зависимости от поведения дети были объединены в 2 группы: 1-я — 102 ребенка с позитивным поведением (позитивное и определенно позитивное по шкале Franke); 2-я — 83 ребенка с негативным поведением (негативное и определенно негативное по шкале Frankl). Страх стоматологического вмешательства матерей оценивали по Шкале Кора.

Результаты исследования
. Установлено, что дети 1-й группы чаще воспитывались в семьях с хорошей обстановкой, чем во 2-й группе (72,50% и 39,76% соответственно). Основное участие в воспитании всех детей принимали матери, однако для детей 1-й группы по сравнению со 2-й группой, чаще характерно воспитание бабушками (12,75% и 6,02% соответственно) или же всеми членами семьи (21,56% и 7,23%), реже — нянями (1,96% и 4,82% соответственно). Дети 1-й группы чаще посещали детские сады (69,61% и 30,39% соответственно) и отличались лучшей коммуникабельностью, легче находили контакт как со сверстниками (71,57% и 33,73%), так и со взрослыми людьми (65,69% и 30,12% соответственно). Дети 1-й группы реже имели опыт лечения в стационарных условиях, чем во 2-й группе (20,59% и 24,10%), они реже плакали и быстро успокаивались во время инъекций или профилактических прививок (74,52% и 59,04% соответственно). Дети 2-й группы, наоборот, чаще плакали во время процедур и долго не успокаивались, чем дети 1-й группы (27,71% и 13,72%). Детей, которые вели себя немного беспокойно во время инвазивных процедур и быстро успокаивались после них, было приблизительно одинаково в обеих группах (11,76% и 13,25%).



Выявлено, что дома с большинством детей 1-й группы (79,41%) проводились беседы о враче-стоматологе, чтение литературы и просмотр мультфильмов о врачах, в то время как во 2-й группе лишь 46,99% малышей получали подобную информацию. Детей 1-й группы матери целенаправленно готовили к посещению врача-стоматолога в 65,68% случаев, тогда как во 2-й группе реже — в 36,15%. Подготовка детей к посещению стоматолога заключалась в следующем: «сообщили о предстоящем визите к врачу» (88,10% и 100%), «обещали кратковременность визита» (18,63% и 21,69%), «обещали подарок в виде игрушки» (54,90% и 9,64% среди тех, кого готовили к посещению стоматолога в 1-й и 2-й группах соответственно).

В анкете матери указывали предположительное поведение ребенка во время посещения врача-стоматолога. Матери детей 1-й группы чаще, чем во 2-й группе, предполагали, что их дети будут вести себя спокойно (18,63% и 3,58% соответственно) или же тревожно, но послушно (61,76% и 36,14% соответственно). Среди детей 2-й группы матери чаще, чем в 1-й группе (58,28% и 19,61%) предполагали, что их ребенка придется держать во время стоматологического вмешательства. Ожидаемое поведение ребенка чаще совпадало во 2-й группе. Кроме того, было выявлено, что дети 1-й группы реже вели себя хуже прогнозируемого, чем их сверстники из 2-й группы 8,82% и 16,86% соответственно).

При анализе такого фактора, как чистка зубов установлено, что дети 1-й группы чистили зубы чаще, чем во 2-й группе (96,07% и 74,70% случаев).

Анализ результатов анкетирования матерей по Шкале Кора не выявил взаимосвязи между страхом стоматологического вмешательства у матерей и поведением детей раннего возраста во время их первого визита к врачу-стоматологу.

На основании полученных данных была разработана экспресс-анкета прогнозирования поведения детей во время первого приема у врача-стоматолога.

Таким образом, поведение детей во время первого стоматологического приема может прогнозироваться на основании оценки следующих факторов: посещение ребенком детского дошкольного учреждения, легкость установления контакта с другими детьми и взрослыми, спокойное отношение к инъекциям, знания о враче-стоматологе и предстоящем визите к врачу, ожидание подарка за хорошее поведение, наличие опыта индивидуальной гигиены полости рта.


Е.Е. Маслак, Д.С. Власова, Е.Н. Петрикова, Т.С. Петрикова, Н.К. Исмаилова
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия