Особенности профилактических мероприятий у детей раннего детского возраста

22 Марта в 22:58 2635 0


Основным методом в формировании гигиенического воспитания и обучения элементам навыка по уходу за полостью рта (ПР) родителей и детей является метод медико-педагогического убеждения. В это понятие входит целый комплекс мероприятий, включая беседы, лекции, обучение детей правилам чистки зубов, полоскание рта после каждого приема пищи, выбор паст, уход за зубной щеткой индивидуального пользования.

Формирование навыков по гигиеническому уходу за ПР проводилось по нескольким направлениям: формирование представлений о значении гигиенического обучения и воспитания навыков по уходу за ПР в семьях; обучение последовательности действий, составляющих навыки; закрепление и совершенствование навыков.

Занятия по гигиеническому воспитанию проводились с участием родителей, детей младшего и среднего школьного возраста, дошкольников. Родители после первого года наблюдения оказывали методическую помощь в практической части дома.

Исследование исходного уровня выполнения гигиенических навыков по уходу за ПР показали их полное отсутствие у дошкольников и школьников.

Опрос родителей свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний у родителей. Изучение уровня гигиенических знаний по уходу за ПР показал, что те элементы навыка, которые должны быть сформированы у детей в возрасте 3—4 лет, в 5—6 лет отсутствовали. У детей старшего школьного возраста и младшего школьного возраста элементы гигиенического навыка не только не сформированы, но и не осознавались, никто из детей младшего школьного возраста не мог передать правильной методики чистки зубов словами. В основном дети проводили щеткой по передней группе зубов, в среднем уходило на чистку зубов от 2 до 6 сек. При чистке зубов осуществляли горизонтальное движение, ни один ребенок не выполнял элементы навыка в полном объеме, последовательно, правильно.

Повторное обучение, контроль за элементами навыка проводили через 3—6 мес, 12 мес, через 2 и 3 года.

Для воспитания прочных и гибких гигиенических навыков по уходу за ПР проводили обучение каждой семьи отдельно.

Сообщали конкретно гигиенические навыки, на основе которых формировалась система представлений, воспитывалось правильное отношение к навыкам всех членов семьи.

Многие дети 3—5 лет не могут самостоятельно чистить зубы без предварительного обучения и надзора со стороны взрослых (использование специальных таблеток, окрашивающих бляшку, поможет продемонстрировать детям ее наличие и распределение на зубах).

Важным моментом в гигиеническом обучении и воспитании явилось формирование последовательности действий при чистке зубов, закрепление и совершенствование этого навыка.

Метод медико-педагогического убеждения в гигиеническом обучении и воспитании детей и родителей являлся одним из важных компонентов комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний. При проведении профилактических мероприятий в семьях уделяли самое пристальное внимание организационным вопросам.

За последние десятилетия мировая стоматологическая наука обогатилась целым рядом научных положений, на основе которых разработано и начинает внедряться одно из перспективных направлений профилактики кариеса, связанное с реминерализацией зубов.

Одним из главных факторов, способствующих развитию кариеса, является диета. Родителей следует убедить в необходимости уменьшения потребления ребенком сахарозы, особенно между приемами пищи. Пищу, содержащую сахар, и напитки следует давать только во время еды. Необходимо принимать во внимание витаминные добавки к диете, лекарственные средства для ПР.

Незначительная корректировка в определенный период более приемлема для ребенка и родителей и может подействовать лучше, чем резкие перемены и будет способствовать поддержанию здоровья ПР. Если продолжается кормление ребенка из рожка, особенно по ночам, его следует прекращать, разбавляя содержимое бутылочки водой и уменьшая дозу сахара. Через 2—3 недели рожок заменяют поильником.



Предотвращению развития кариеса зубов способствует общая и местная фторпрофилактика, выбор средств которой зависит от уровня содержания фтора в питьевой воде в стадии развития зубов. Родители должны до использования зубных паст научить детей тщательно полоскать ПР водой, а также обходиться небольшим, величиной с горошину, количеством фторсодержащей пасты и тщательно прополаскивать рот после чистки, чтобы не проглотить ее остатки.

Важный компонент профилактики кариеса зубов — стимуляция функции слюнных желез. Усилению слюноотделения способствует рациональная диета, интенсивное пережевывание жесткой пищи, прием кислой, пряной пищи. У детей с целью усиления слюноотделения могут быть использованы лекарственные травы (гиперсаливанты: мать-и-мачеха, девясил, термопсис, тысячелистник). Для восстановления кислотно-щелочного и микробного баланса в ПР настои трав применяют в течение 1-2 мес (теплые настои по 30 мл 4-5 раз в день).

К основным способам повышения резистентности эмали зубов относится фторирование. В слюне гидроксиапатит содержится в растворенном состоянии. При уменьшении концентрации минеральных ионов в слюне твердое вещество, апатит, переходит в раствор, т. е. происходит деминерализация. Наоборот, при увеличении концентрации ионов происходит кристаллизация гидроксиапатита. Чтобы не происходило растворение гидроксиапатита, слюна должна представлять собой раствор, перенасыщенный по его компонентам: ионам кальция, фосфата, гидроксильным ионам. Профилактика кариеса может быть обеспечена только при условии поддержания постоянной концентрации фтора в слюне и на поверхности эмали. С этой целю используется эмаль-герметизирующий ликвид. Препарат обеспечивает глубокое фторирование, минерализацию, герметизацию пор эмали, канальцев дентина и цемента. Под глубоким фторированием понимают образование субмикроскопических кристалликов фторида кальция внутри пор разрыхленной зоны эмали после нанесения сначала препарата № 1, а затем № 2. Кроме того, образуется гель высокополимерной кремниевой кислоты. Высокая концентрация ионов фтора и меди обеспечивает защиту зуба от кариесогенных микроорганизмов. После 2-кратного повторения с интервалом 1-3 недели процедуру в последующем проводят 1-2 раза в год.

ЗАО «ВладМиВа» (г. Белгород) разработало аналогичный препарат «Глуфторэд», применяемый для глубокого фторирования эмали. Препарат представлен в виде жидкости и суспензии. В результате последовательного нанесения жидкости и суспензии происходит герметизация микротрещин эмали путем образования высокомолекулярного полимера кремниевой кислоты с отложившимися в нем субмикроскопическими кристалликами фтористого кальция, фтористого магния и фтористой меди — II, что обеспечивает длительную и эффективную защиту эмали. Субмикроскопические кристаллы фтористого кальция являются постоянным источником фторид-ионов, обеспечивающих длительную реминерализацию и эффективную герметизацию твердых тканей.

Как показали клинические наблюдения, глубокое фторирование эмаль-герметизирующим ликвидом и «Глуфторэда» редуцирует кариес более чем на 80—90 %. Таким образом, для методики глубокого фторирования использование препарата «Глуфторэд» и эмаль-герметизирующего ликвида одинаково успешно.


Т.В. Бородина, Е.Ю. Апраксина, О.И. Ануфриева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия