Особенности формирования словаря и структуры слова у детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области

23 Сентября в 20:58 833 0


Основными препятствиями при формировании правильной речи у ребенка с врожденным дефектом верхней губы и неба (ВРГН) являются бедность словаря и грубые нарушения структуры слова. Начиная с 2-летнего возраста, решение данных проблем является главенствующим.

В возрасте 2-3 лет большую часть времени ребенок с дефектом губы и неба находится дома в окружении родственников, поэтому выполнение задачи по формированию правильной речи ложится в основном на плечи родителей ребенка.

Известно, что словарь и структура слова нарушены у всех детей с общим недоразвитием речи, но у детей с ВРГН они вызваны принципиально другими причинами. Дело в том, что в двухлетнем возрасте дети с дефектом губы и неба порой не произносят чисто ни одного согласного звука. Взрослых успокаивает тот факт, что ребенок все понимает. В то же время родители ждут, что после операции он заговорит сам. В результате малыш больше молчит, прибегая лишь к жестам. Он действительно понимает все или почти все, но в данной ситуации наблюдается большой разрыв между развитием внутренней и внешней речи.

Первая уходит вперед, а вторая значительно отстает. У здоровых детей происходит наоборот или оба вида речи развиваются на одинаковом уровне. В дальнейшем несоответствие проявляется нестандартными ошибками в письме, трудностями пересказа, написания изложений и сочинений. Несвойственная этому возрасту молчаливость приводит к тому, что ребенок говорит то тихим сиплым голосом, то громким резким, т. е. ребенок голосом управлять не может. Задача логопеда — объяснить родителям, что понимание речи — это пассивная часть словаря, необходимо развивать разговорную речь, т. е. активизировать словарь.

В логопедическом кабинете Центра диспансеризации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области г. Твери мы с успехом используем опыт произнесения контура слов М. Е. Хватцева (1972). Автор применял его в работе с заикающимися взрослыми. Суть метода состоит в том, что пациенту дается задание при чтении произносить только гласные. Мы рекомендуем родителям ребенка с врожденной патологией довольствоваться только гласными в произношении. Родителям объясняем, что лучше, чтобы слово, например «машина», звучало как «айна» или даже «айа», чем звукоподражаниями («би-би», «ту-ту»).

Дети с дефектом верхней губы долго не могут пользоваться губными звуками (б, б', п, п', м, м'), а с дефектом твердого неба — не имеют звуков верхнего подъема. Языку просто некуда упираться, чтобы произнести (т, ть, д, дь) и др. К тому же для произнесения данных звуков нужна довольно сильная воздушная струя, которой у детей с ВРГН пока нет. И в интеллектуальном смысле «айна» или «айа» выше, поскольку сохраняется структура и мелодия слова, а после постановки «М» и «Н» слово будет звучать вполне прилично и сделать это легче, чем переучивать с «би-би» и «ту-ту».



Огромное значение также придается зависимости между степенью развития мелкой моторики и работой артикуляционного аппарата. В своей работе мы уделяем большое внимание ее стимулированию. Нами разработаны упражнения с мячиками и без них. Дети, которые сначала не могут после объяснения и даже после демонстрации выполнить самые простые движения языком, через две-три недели систематических упражнений по развитию мелких движений пальчиками достаточно легко выполняют их.

Особенно хорошие результаты дают упражнения в сопровождении речевок типа:
Раз — все пальцы в кулачок. Два — поставим на бочок. Три - мы выпрямим ладошки И подержим так немножко. На четыре - пальцы шире. Пять — все пальцы соберем И сначала все начнем.

Ребенок пытается, пусть очень искаженно, договаривать речевку. Очень важно, что при ее произношении вырабатывается чувство ритма, а во внутренней речи формируется структура слова.

Взрослым, опекающим ребенка, настоятельно рекомендуется вести дневник развития речи и следить за количеством (для двухлетнего — это 200-400 слов) и качеством структуры слова. Для этого родителям детей с врожденным дефектом, проживающим в Тверской области, на каждые 2-3 месяца дается конкретное задание. Жителям г. Твери рекомендуется посещать логопедический кабинет не реже 1 раза в неделю. Но, к сожалению, даже жители областного центра не всегда могут часто это делать.

В данной связи хочется отметить, что давно назрел вопрос об организации логопедических групп специально для детей с ринолалией, как основной логопедической патологией при врожденных дефектах челюстно-лицевой области. Детям с данной патологией необходимо посещать логопедическую группу, начиная с 3-х лет (а не с 5, как детям с более легкими дефектами речи). Кроме того, усредненный подход к исправлению дефектов речи при ВРГН не дает желаемых результатов.

На основании опыта работы мы считаем целесообразным организацию на базе кабинета логопедии Центра диспансеризации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области систематически действующих краткосрочных курсов для логопедов г. Твери и области. Совместно с областным департаментом здравоохранения и городским управлением народного образования необходимо изыскать возможность открытия логопедических групп для детей с ринолалией. Решение всех этих вопросов поможет улучшить работу с детьми, имеющими дефекты верхней губы и (или) неба и повысить ее эффективность.

Мишина Т. Г., Гаврилова О. А.
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия