Гигиена ротовой полости у детей и подростков с острым лимфобластным лейкозом

23 Сентября в 18:07 784 0


Благодаря прогрессу в лечении острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) за последние 15-20 лет более 70 % детей, у которых впервые диагностировано это неопластическое заболевание, выживают при длительной ремиссии более 5 лет. У большинства из них наблюдается полное выздоровление.

Постепенное исчезновение представлений о неизбежной фатальности этого заболевания, возрастание уровня выживаемости детей с ОЛЛ дали возможность исследователям работать над тем, как улучшить качество жизни таким больным. Особое внимание при этом уделяется побочным эффектам, связанным с лечением. Все больше исследований учитывают не только терапевтическую ценность воздействия, но и ориентированы на максимальное устранение нежелательных последствий терапии.

У больных во время цитостатической терапии возникают различные патологические процессы в полости рта: воспалительно-некротические гингивостоматиты, прогрессирующие поражения твердых тканей зубов, кандидозы, которые могут не только повлиять на процесс лечения, но даже его приостановить.

Поэтому особая роль в системе профилактических мероприятий у этих больных отводится гигиене полости рта как во время лечения, так и после него. Для этого пациент или его родители должны владеть необходимым объемом информации, касающейся ухода за полостью рта, средств гигиены, возможных осложнений в результате проводимой терапии.

Целью данной работы является исследование уровня санитарно- гигиенических знаний и гигиенического состояния полости рта у больных детей ОЛЛ и их родителей.

Методика исследования. Исследование проводилось у 117 детей и подростков от 3 до 15 лет с диагнозом острая лимфобластная лейкемия, которые находились на стационарном лечении в гематологическом отделении Львовской областной детской клинической больницы. Обследованные дети были разделены на три возрастные группы: I группу составили 42 ребенка в возрасте 3-7 лет, II группу — 44 ребенка в возрасте 8-11 лет и в III группу вошел 31 ребенок в возрасте 12-15 лет. Контрольную группу составили 95 практически здоровых детей и подростков того же возраста.

Для определения санитарно-гигиенических знаний дети и родители основной и контрольной групп были опрошены путем анкетирования. Гигиеническое состояние полости рта определяли у обследованных детей с помощью индекса Федорова-Володкиной.

Результаты обработаны статистически с использованием критерия Стьюдента.

Результаты исследований. Анализ данных анкетирования детей свидетельствует, что о необходимости ухода за полостью рта знают 76,07±3,94 % опрошенных основной и 84,21 ±3,74 % контрольной групп, р>0,05. Причем большая часть детей — 30,77±4,27 % основной и 52,63±5,12 % контрольной групп (р<0,001) знают о роли гигиены полости рта от родителей, от врача-стоматолога такую информацию получили соответственно 27,35±4,12 % и 31,5±4,76 %, р>0,05. Кроме того, 19,66±3,67 % опрошенных детей основной группы ответили, что такой информации им никто не давал (3,16±0,19 % контрольной группы), р<0,001.

На вопрос о том, ежедневно ли ухаживают дети за полостью рта, из числа опрошенных 64,96+4,41 % основной группы и 78,95±4,77 % контрольной ответили, что чистят зуби каждый день, р<0,05.



Анализ данных по уходу за полостью рта в зависимости от возраста показал, что дети 3-7 лет- 52,3±7,71 % и 39,39±4,51 % основной и контрольной групп соответственно ( р>0,05) чистят зубы один раз в день; 2 раза ухаживают за зубами - 35,71±4,39 % и 60,61±8,51 %, р<0,01; совсем не чистят зубы 7,14+3,97 % основной группы. Нами выяснено, что среди детей 8-11 лет также больше процент детей (68,15+7,02 %) основной группы, которые это делают один раз в день по сравнению с контрольной группой (51,61 ±4,94 %), р>0,05. В этой возрастной группе еще ниже процент детей, которые чистят зубы два раза в день — 31,82±2,02 % основной группы и 48,38±3,17 % контрольной, р<0,001. Среди детей 12-15 лет 67,74±8,39 % основной группы и 19,35±7,09 % контрольной (р<0,001) чистят зубы один раз в день; два раза в день это делают 32,26±2,39 % детей основной группы и 80,65±7,09 % контрольной, р<0,01.

Нами проведен также опрос родителей. Полученные данные показали, что 32,35±2,32 % родителей детей основной и 80,29±4,08 % контрольной групп (р<0,001) считают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина. О необходимости полоскать полость рта после еды знают 54,91 ±4,6 % родителей детей основной и 92,13±2,76 % контрольной групп, р<0,001. При опросе родителей установлено, что они желают получать информацию по предупреждению стоматологических заболеваний и по уходу за полостью рта от врача-стоматолога (89,22±2,87 % и 87,64±3,38 % родителей, соответственно, р>0,05).

Изучение гигиенического состояния полости рта показало, что во всех возрастных группах гигиенический индекс выше у детей основной группы. Так, индекс Федорова-Володкиной в группе 3-7 лет составил 2,1±0,51 (1,59±0,4 контрольной), р>0,05. В группе детей 8-11 лет гигиенический индекс у детей с ОЛЛ намного выше, чем у детей контрольной группы — 2,3±0,06 и 1,42+0,07, соответственно, р<0,001. Наиболее низкий гигиенический индекс в группе детей 12-15 лет - 1,9±0,04 (1,49± 0,08 контрольной группы, р<0,001).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что у большинства детей с ОЛЛ и их родителей уровень санитарно-гигиенических знаний ниже, чем в контрольной группе. Результаты исследования показывают, что качество ухода за полостью рта ниже у детей с ОЛЛ. Понятно, что сосредоточение на основном заболевании, на процессе лечения, испуг, который сопровождает болезнь и госпитализацию, даже психологический стресс и депрессия (особенно у детей старшего школьного возраста) являются причиной существенных пробелов в уходе за ротовой полостью.

Поэтому особенно важным является обучение таких больных правильному уходу за полостью рта во время лечения и после него, предоставление пациентам знаний о путях, методах и средствах гигиены полости рта. Все это поможет больным уменьшить недомогания, предупредить осложнения, улучшить состояние больных во время цитостатической терапии и после нее.

Смоляр Н. И., Чухрай Н. Л.
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия