Возрастная периодизация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

27 Мая в 10:33 2071 0


В процессе роста и развития ребенок проходит различные возрастные периоды, каждому из которых свойственны определенные морфофизиологические особенности.

В соответствии с постановлением VII Всесоюзной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965) в отечественных исследованиях принята следующая схема возрастной периодизации:

• новорожденность
(0-10 дней) — время вскармливания ребенка молозивом; вес мальчика — в среднем 3400-3500 г, девочки — 3250-3400 г;

• грудной   возраст
   (10   дней — 1 год) — от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее активный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение массы тела происходит к 4-5 месяцам; i начало выпрямления тела, познавательное    развитие,    «детская» речь;

• раннее детство
(1-3 года) — завершение прорезывания молочных зубов; резкое падение скорости роста (в течение второго года прирост длины тела — около 10 см, в течение третьего — 8 см), масса тела прибавляется в среднем по 2 кг в год; мышцы недостаточно развиты, что проявляется в неправильных позах ребенка (опущенная голова, сведение плечей); замена «детской» речи взрослой, зарождение самосознания; ведущая деятельность — предметно-манипулятивная;

• первое детство
(4-7 лет) — появление первых постоянных зубов, к 6-7 годам — первые признаки половых различий; в 4 года прибавка массы тела — 1200-1300 г, с 5 лет прибавка увеличивается, и к 6-7 годам масса тела удваивается по сравнению с годовалой; рост тела в длину после 3 лет несколько замедляется, а к 6-7 годам интенсивно увеличивается до 6-8 и даже 10 см в год (первый скачок скорости роста); начало формирования самосознания, половое осознание; завершение, в основном, формирования речи, первоначальное становление личности; ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра;

• второе детство
(8-11 лет у девочек и 8-12 лет у мальчиков) — завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости»; первоначальное замедление роста тела в длину в 8-10 лет (прирост около 4-5 см), а затем его ускорение (второй ростовой скачок): у девочек — в 10-12 лет, у мальчиков — в 13-15 лет (прирост более 6 см); так же ведет себя и масса тела — первоначальное замедление прироста в массе до 3 кг в год, а затем нарастание скорости до 4-5 кг; начало полового созревания; переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти;



• подростковый период
(12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков) — период интенсивного полового созревания (пубертатный); пубертатный скачок роста (второй ростовой скачок — прирост более 6 см) — раньше у девочек, позже у мальчиков, высокие приросты в массе тела (более 5 кг); бурные морфофункциональные перестройки, затрагивающие все системы организма, интенсивное интеллектуальное созревание, личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация;

• юношеский возраст
(16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей) — окончание роста и формирование организма по взрослому типу; стабилизация личности и самоопределение; формирование личности.

Важнейшее значение в биологии развития человека имеют критические периоды: раннее детство, второе детство и подростковый период, когда происходят интенсивные ростовые процессы, наиболее существенные морфофункциональные перестройки и психологическое становление.

Наиболее объективными интегральными и визуально доступными характеристиками гармоничности роста и развития ребенка являются такие показатели, как длина и масса тела. Длина тела характеризует ростовые процессы, масса тела дает представление о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки внутренних органов. То есть динамика длины и массы тела ребенка позволяет оценить соответствие возрасту, степень синхронизации роста и функционального становления организма ребенка, тем самым отвечая на вопрос: нормально ли происходит его развитие, нет ли необходимости в консультации у педиатра?

Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия