Физкультурно-реабилитационные занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

27 Мая в 19:18 928 0


Динамика длины и массы тела отражает характер и степень влияния физкультурно-реабилитационных занятий на возрастное становление детей с НОДА в зависимости от тяжести проявления заболевания. Дополнительные характеристики физического развития ребенка — уровень прироста мышечного и жирового компонентов. Их изменения — из месяца в месяц, из года в год — отражают состояние энергетического обмена и уровень физической подготовленности.

Динамика основных показателей физического развития детей с НОДА разной тяжести до начала и после года реабилитационных занятий
Динамика основных показателей физического развития детей с НОДА разной тяжести до начала и после года реабилитационных занятий:
а — длина тела; б — масса тела; в — мышечная масса; г — жировая масса

Представлена динамика основных показателей физического развития детей с НОДА разной тяжести заболевания (I группа — способны сидеть, ходить самостоятельно; локальные поражения конечностей; II группа — способны совершать целенаправленные движения, сидеть самостоятельно; III группа — неспособны самостоятельно совершать целенаправленные движения, сидеть и ходить) в период годичных физкультурно-реабилитационных занятий, ориентированных на преодоление первичной и вторичной локальной и системной акинезии.

Дети занимались по комплексной методике, в основе которой лежит использование тренажерных устройств, обеспечивающих вертикальную реабилитацию с оптимальной разгрузкой опорно-двигательного аппарата [Гросс Ю.А., Гросс Н.А., 1998-1999].

Первое, что обращает на себя внимание, — исходные различия физического развития у детей с НОДА разной степени тяжести. Это касается как длины и массы тела (они выше в группе с меньшей степенью тяжести заболевания и ниже в группе с сильными поражениями), так и содержания мышечного компонента, который в I группе соответствует возрастным нормам, во II группе относится к категории «ниже среднего», в III группе — к категории «низкая». Жировая масса практически одинакова во всех группах и не отклоняется от нормы.



Через год физкультурно-реабилитационных занятий у детей всех групп произошли изменения, но они имели разную окраску. В группе детей с локальными двигательными нарушениями, умеющими стоять и даже ходить самостоятельно, наибольшие изменения произошли в длине и массе тела при сохранении уровня мышечной и жировой массы на нормальном уровне. В группе детей, способных совершать целенаправленные движения и сидеть, но не умеющих ходить, изменения затронули как тотальные размеры тела, так и увеличение мышечного компонента до нормального уровня, и снижение жирового компонента (в рамках нормы). Дети с тяжкими поражениями также заметно подросли, но незначительно увеличили массу тела при прежнем содержании мышечного компонента на низком уровне и неизменности жирового компонента.

Представленные данные о характере изменений длины и массы тела, мышечного и жирового компонента демонстрируют общее благоприятное воздействие реабилитационных занятий на процессы роста и развития детей с церебральными нарушениями. Кроме того, они позволяют выделить акцент активации ростовых процессов в I и III группах и акцент развития нервно-мышечной трофики на фоне нормализации роста у детей II группы, тем самым оценить текущие физические возможности ребенка, адекватность воздействия и определить направленность последующих занятий.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такие признаки, как длина и масса тела, легко определяются в любых домашних условиях, наблюдения за их изменениями доступны каждому родителю. Изложенное выше поможет родителям сориентироваться в особенностях роста и развития ребенка и, при необходимости, своевременно обратиться к специалистам.

Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия