Дыхательная терапия для детей с НОДА. Дыхательные упражнения йогов - Пранояма

31 Мая в 16:14 842 0


Дыхательные упражнения индийских йогов — Пранояма — буквально понимаются как принятие и управление жизненной энергией — Праной.

С помощью Праноямы можно достичь прогресса в физическом, умственном и духовном развитии. Приступать к обучению дыхательным упражнениям больным детям следует в возрасте 12-14 лет, когда их организм достаточно окреп.

Несмотря на то что сейчас опубликовано много руководств по Пранояме, овладеть техникой таких дыхательных упражнений достаточно сложно. И обычно обучаются Пранояме под руководством опытного наставника.

Для больных детей используют простейшие дыхательные техники. Овладеть ими довольно легко, войдя в состояние так называемого «спокойствия ума», которое достигается за счет глубокого погружения в расслабление с помощью техники релаксации. В этом состоянии у человека восстанавливается естественная регуляция процессов жизнедеятельности. В ходе занятий Праноямой ребенок начинает ощущать потоки энергии, идущие по его телу.

При этом даются простые наставления: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Спокойно и тихо сделайте вдох, сначала через левую ноздрю, выдохните через правую. Затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую, плавно, не напрягаясь и не контролируя ритм дыхания». Мы становимся как бы посторонними наблюдателями того, что происходит у нас в организме, и следим только за возникающими ощущениями.

Можно использовать следующую учебную формулу: «Поставьте указательный палец правой руки на межбровье и сожмите большим пальцем правую ноздрю. Спокойно и тихо вдохните через левую ноздрю. Когда вдох достигнет основания позвоночника, сожмите обе ноздри и сделайте небольшую паузу. Зажмите пальцем левую ноздрю и спокойно выдохните через правую. Зажмите нос во время небольшой паузы. Освободите правую ноздрю и сделайте через нее спокойный вдох.

Когда вдох достигнет основания позвоночника, сделайте короткую паузу и спокойно выдохните через левую ноздрю». И так далее... Девочки ставят палец левой руки и соответственно делают все так же, но с левой стороны. Длительность первых занятий не превышает 5— 10 минут. Затем их можно увеличить до 15 минут. Лучше всего проводить занятия 2 раза в день: утром и в полдень.

По мере занятий войти в такое состояние, при котором ребенок может мысленно наблюдать, что происходит в организме во время дыхания: на вдохе тонкая прохладная струя входит в ноздрю и в переносицу, затем опускается вниз; в переносице возникает ощущение легкого давления. Мышцы нижней части живота расслабляются, и диафрагма легко, без напряжения опускается вниз. Возникает такое ощущение, что прохладная струя воздуха, которую вдыхают, движется до самого копчика. Кажется, что не только набирается воздух в легкие, а все тело наполняется чем-то легким, светлым, живым. И кажется, что дыхание такое глубокое, полное, но на самом деле воздуха набирается мало, так как, когда происходит вдох, нет напряжения дыхательных мышц и человек полностью расслаблен.



Вдох длится 5, 7, 10, 15 секунд в зависимости от состояния. После вдоха — естественная пауза, которая примерно равна половине вдоха. Во время паузы иногда возникает такое ощущение, что в копчике начинает что-то двигаться.

Во время спокойного выдоха, который примерно равен вдоху, ощущается подъем энергии вверх по позвоночнику. Чувство приятного тепла и состояния легкой эйфории сопровождает дыхание. Во время занятий Праноямой у каждого человека устанавливается свой естественный ритм дыхания, например 2:1:2:1. Это означает, что вдох длится, например, 6 ударов сердца, или 6 секунд, пауза — 3, выдох — 6 и пауза снова 3.

На начальной фазе занятий вдох составлял 5-6 секунд, а весь дыхательный  цикл  длился 15-20 секунд, то есть 3-4 дыхательных движения в минуту.

По мере практики период вдоха, паузы и выдоха постепенно удлиняется, и в хорошем состоянии достигается длительность вдоха в 30 секунд и делается одно или меньше дыхательных движений в минуту.

В Пранояме есть главное правило: никогда не напрягаться и не терпеть. Удлинение цикла дыхания должно происходить естественно, как бы само собой.

Терапевтический эффект при использовании йоговских дыхательных упражнений достигается за счет:
• легкого перемещения и самомассажа внутренних органов во время   выполнения дыхательных упражнений;
• воздействия на нервные центры, расположенные вдоль позвоночника;
• восстановления естественного ритма дыхания;
• повышения концентрации СО2 и лучшего снабжения тканей О2.

Но главный терапевтический эффект достигается тогда, когда ребенок научится наполнять во время вдоха организм Праной и правильно распределять ее по участкам тела.

В.Д. Кряжев
Похожие статьи
показать еще
 
Детская хирургия