Профилактика повреждений глаз у детей

06 Марта в 10:10 849 0
Мероприятия, направленные на снижение количества повреждений глаз у детей и повышение качества их лечения, проводятся в нашей стране повсеместно.

Как показывает практика, профилактическая работа эффективна в тех случаях, когда она конкретна, ориентирована во времени, на возраст детей и направлена на устранение наиболее типичных причин повреждений глаз, а также когда ее проводят не только медицинские работники, но и педагоги, социологи, градостроители, члены комитетов ДОСААФ, работники ЖЭК и др.

Многолетнее изучение детского глазного травматизма в Москве, по данным обращаемости в пункт детской неотложной помощи Московской городской детской клинической больницы № 1, открытый в 1975 г. по инициативе и под непосредственным руководством сотрудников кафедры глазных болезней педиатрического факультета II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова (зав. — проф. Е. И. Ковалевский), показало, что более 2/3 повреждений глаз отмечается у мальчиков. Однако ранения глаз наблюдаются приблизительно одинаково часто у мальчиков и девочек. Наибольшее число травм происходит у детей 8—12 лет, затем оно уменьшается, причем более заметно у девочек.

Травмы у детей до года чаще всего возникают из-за неосторожного обращения с окружающими их предметами и недосмотра родителей. Дети нередко царапают глаза ногтями, жестким бельем, остроконечными предметами и др.

Кроме того, часто наблюдаются ожоги глаз растворами или кристаллами перманганата калия при небрежном их хранении и неосторожном приготовлении ванны для купания ребенка, а также спиртовым раствором йода, который ошибочно закапывают вместо раствора колларгола при лечении конъюнктивитов.

Повреждения глаз и возрастная группа детей

Повреждения глаз, преимущественно вспомогательного аппарата, у детей 2—3 лет, как правило, возникают при падениях, ударах о мебель, игрушки.

Дети в возрасте 4—5 лет уже стараются активно пользоваться взятыми в руки предметами. Травмы глаз чаще всего они наносят сами себе ножом, вилкой, осколком стекла. Для этого возраста характерны повреждения конъюнктивы, непроникающие ранения глазного яблока.

В 6—7 лет дети приобретают трудовые навыки, пытаются самостоятельно изготовить ту или иную поделку. В этом возрасте часто наблюдаются химические ожоги вследствие попадания в глаза канцелярского клея, раствора аммиака (нашатырный спирт), уксусной эссенции. Кроме того, нередки механические повреждения органа зрения ножницами, иголками, спицами, отвертками, проволокой и т.д. Как правило, дети данного возраста сами наносят себе повреждения глаз.

Из изложенного выше видно, что повреждения глаз у детей младшего возраста происходят из-за того, что их двигательная активность значительно преобладает над навыками самосохранения.

Возраст 8—12 лет наиболее «травмоопасен» как для мальчиков, так и в значительной мере для девочек. Это объясняется тем, что дети, начиная учиться в школе, больше предоставлены сами себе.

Чаще всего дети этого возраста наносят друг другу повреждения глаз в процессе неконтролируемых игр, связанных с процессом метания и бросания различных предметов. Виды повреждений разнообразны, но преобладают ранения век и тупые травмы глаз.

В возрасте 13—15 лет частота повреждений глаз начинает уменьшаться, причем более резко у девочек. Основной причиной повреждений являются неконтролируемые игры с самодельным оружием, химически активными и взрывчатыми веществами. Кроме того, травмы глаз часто случаются в процессе занятий неорганизованным спортом (в 20 раз чаще, чем при занятиях под руководством тренера). Нередки ранения при играх на стройках и др.

Виды повреждений глаз, как и в предыдущей возрастной группе, многообразны, нередко наблюдаются проникающие ранения глаз, комбинированные (чаще ожог с механической травмой) и сочетанные их повреждения.

Можно полагать, что основная причина повреждений глаз у детей старшего возраста — преобладание возросшей интеллектуальной активности и любопытства над осторожностью.

Частота повреждений глаз

Неодинакова частота повреждений глаз у детей в разные времена года: «пики» детского глазного травматизма приходятся на апрель—май и сентябрь—октябрь. Изучая связь бытового глазного травматизма в этом «пике» с некоторыми факторами внешней среды можно, например, считать, что колебания температуры через нулевую отметку от отрицательных к положительным значениям и обратно приводят к повышению двигательной активности людей и возбуждению центральной нервной системы.

Различна частота повреждений глаз у детей и по дням недели. Чаще всего они случаются в субботу и в понедельник. Учитывая тот факт, что основная часть ранений отмечается у детей школьного возраста, можно объяснить это повышенным возбуждением, детей в связи с «расставанием» перед выходным днем и «встречей» после него.

Основное количество ранений органа зрения (65%) дети получают на улице, 25% — дома, остальные 10% — в детских учреждениях.

Только на основе этой многообразной, но очень конкретной статистики могут быть предложены адекватные формы проведения профилактической работы. В основном их можно разделить на санитарно-просветительные (чтение лекций, издание памяток, плакатов, планшетов, буклетов, оформление стенгазет, витражей, стендов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов и т. п.), организационно-практические (благоустройство дворов, детских площадок, организация досуга детей и контроль за его проведением, а также за правильным хранением и использованием горючих, взрывчатых и химически активных материалов, выполнением правил техники безопасности, профотбор учащихся, сигнальные экстренные извещения в учреждения, по вине которых произошло повреждение глаза у ребенка).

Целесообразно проводить профилактическую работу постоянно, усиливая ее активность, ориентируясь на «пики», т. е. в марте—апреле и августе—сентябре, в виде декадников и месячников.

Такая организация профилактической работы уже дала положительные результаты в Москве, Уфе, Чимкенте и др. Для четкой работы по борьбе с глазным, да и не только с глазным, травматизмом апробирован и может быть рекомендован для рассмотрения и утверждения на межведомственных комиссиях по борьбе с травматизмом при Исполкомах Советов народных депутатов «Комплексный план мероприятий по профилактике детского глазного травматизма» (табл. 30).

Таблица 30. Комплексный план мероприятий по профилактике детского глазного травматизма

№ п/п Мероприятие Исполнители Срок исполнения
1. Подготавливать и направлять в печать статьи о профилактике детского глазного травматизма Кафедры глазных болезней медицинских институтов, глазные травмпункты, Дома санитарного просвещения 2 раза в год
2. Проводить выступления по радио и телевидению по теме «повреждения глазу детей» Кафедры глазных болезней медицинских институтов, глазные травмпункты. ДСП 2 раза в год
3. Подготавливать и издавать памятки и буклеты для родителей о профилактике и мерах оказания доврачебной помощи при повреждениях органа зрения у детей Кафедры глазных болезней медицинских институтов, глазные травмпункты, ДСП
Научно-исследовательские институты санитарного просвещения, ДСП
1 раз в 3 года
4. Проводить разъяснительную работу среди ротелей о причинах, мерах профилактики и оказании доврачебной помощи при повреждениях глаз у детей Врачи поликлиник, школ, средний медицинский персонал, активисты общества Красного Креста Постоянно
5. Проводить разъяснительную работу в домоуправлениях, направленную на снижение уровня детского глазного травматизма Педиатры, актив общества Красного Креста при комнатах здоровья 2 раза в год
6. Добиваться ликвидации в домах и дворах предметов, способных травмировать глаз ребенка ЖЭК, врачи санитарно-эпидемических станций, активисты общества Красного Креста 2 раза в год
7. Организовывать детские игры и осуществлять контроль за ними Родительский актив, ЖЭК Постоянно
8. Шире привлекать детей в домовые клубы, на детские спортивные площадки, в кружки, плавательные бассейны и др. Комитеты ДОСААФ, родительский актив, ЖЭК Постоянно
9. Проводить занятия с воспитателями и педагогами дошкольных учреждений и школ по профилактике детского глазного травматизма Врачи дошкольных учреждений и школ, работники органов народного образования 2 раза в год
10. Держать территорию и инвентарь дошкольных учреждений и школ в должном санитарном состоянии, исключающем возможность повреждения глаз у детей Врачи данных учреждений и санитарно-эпидемических станций, руководство и сотрудники учреждений и школ Постоянно
11. Проводить разъяснительную работу со школьниками о причинах и мерах профилактики повреждений глаз Школьные врачи, учителя, родители 2 раза в год
12. Доводить до сведения дирекции школ каждый случай повреждения глаз в школе в цепях устранения причин травматизма Врачи поликлиники, глазных травмпунктов, глазных стационаров Постоянно
13. Проводить разбор каждого случая повреждения глаз в школе на педсовете с привлечением учащихся Школьные врачи, преподаватели Постоянно
14. Следить за соблюдением техники безопасности, хранением и использованием едких, горючих и взрывчатых веществ на уроках Преподаватели, школьные врачи, родители Постоянно
15. Не допускать детей на стройки. Обеспечить правильное хранение веществ и предметов, могущих привести к повреждению глаз у детей Руководители строительных организаций, родительский актив и актив общества Красного Креста, ЖЭК Постоянно
16. Сообщать руководству строительных организаций о каждом случае повреждения глаза ребенком на стройке и требовать их разбора с последующей информацией органов здравоохранения Врачи поликлиник, глазных травмпунктов, глазных стационаров, руководителей других учреждений и строек Постоянно
17. Организовать показ кинофильмов по тематике «Повреждения глаз у детей» в школах, перед детскими сеансами в кинотеатрах ДСП, кинопрокат 2 раза в год
18. Проводить научно-практические конференции с офтальмологами, педиатрами, гигиенистами о мерах и результатах массовой и индивидуальной борьбы с детским глазным травматизмом Кафедры глазных болезней медицинских вузов, глазные травмпункты, офтальмологи поликлиник 2 раза в год
19. Уделять большое внимание вопросам глазного травматизма в процессе обучения учащихся медицинских училищ, студентов медицинских и педагогических вузов, среднего медицинского и педагогического персонала, врачей и педагогов в процессе их усовершенствования Преподаватели учебных заведений Постоянно
20. Утверждать «комплексный план» по борьбе с детским глазным травматизмом на Исполкомах Советов народных депутатов и проводить ежегодно декадники или месячники по борьбе в соответствии с его «пиками» ДСП, межведомственные комиссии по борьбе с детским травматизмом, органы здравоохранения, народного образования, строительные организации, ЖЭК, комитеты ДОСААФ ВЛКСМ 2 раза в год

Опыт профилактической работы свидетельствует о ее высокой эффективности. По обобщенным данным литературы, за последние 20 лет число тяжелых повреждений глаз у детей уменьшилось почти в 2 раза. Кроме того, установлено, что профилактическая работа позволяет привлечь внимание населения к факту повреждений глаза ребенком.

Это выражается в увеличении обращаемости с микроповреждениями глаз и ускорении доставки пострадавшего ребенка к специалисту. Особенно это заметно в крупных городах, где высокая плотность населения сочетается с доступностью офтальмологической помощи.

Необходимо систематически осуществлять не только профилактику возникновения повреждений, но и предупреждение осложнений проникающих ранений глаз. Особенно это важно при колотых ранениях. В этих случаях пбказан парацентез роговицы и промывания камеры антибиотиками.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.
Похожие статьи
показать еще
 
Педиатрия и детская хирургия