Реабилитация при черепно-мозговой травме. Общие сведения

20 Апреля в 18:37 1162 0

Эпидемиологические исследования последних лет показывают неуклонное нарастание доли черепно-мозговой травмы в общем списке инвалидизирующих заболеваний, причем отмечается, что стра­дают преимущественно представители наиболее активной и экономически эффективной группы населения. Непрекращающиеся военные действия и шквал терроризма постоянно уве­личивают число жертв ЧМТ.

Реабилитация как самостоятельная научная дис­циплина появилась после Второй мировой войны, и периоды ее наиболее интенсивного развития так или иначе совпадают с войнами, когда основной социальный запрос связан с быстрым возвраще­нием наибольшего числа пострадавших в строй или к станку.

В России во время Великой Отечественной вой­ны проводились фундаментальные исследования А.Р.Лурии и Н.А.Бернштейна, обосновавшие воз­можность направленного восстановления нарушен­ных функций мозга. Эти исследования заложили базис отечественной нейрореабилитологии. В США окончание вьетнамской войны сопро­вождалось реабилитационным бумом: количество реабилитационных программ за десятилетие воз­росло от нескольких десятков до более полутысячи.

Развитию реабилитологии способствовала тех­нологическая революция конца XX века. Были со­зданы средства и устройства, приспосабливающие среду к потребностям человека, пережившего моз­говую катастрофу: противопролежневые матрасы, кресла, обеспечивающие почти автономное пере­мещение на любые расстояния в условиях большо­го города, совершенные компьютерные системы, работающие на принципах биологической обрат­ной связи и предназначенные как для восстанов­ления и переобучения отдельных функций, так и для выполнения сложных бытовых актов.

Безусловно, уровень развития нейрореабилитации связан с экономическим развитием страны. В настоящее время некоторые специализированные учреждения России располагают передовым осна­щением, а достижения в восстановлении пациен­тов, после тяжелых травм, судя по оценкам за­падных коллег, соответствуют международному уровню. Это обстоятельство позволяет выделять не­которые различия в концептуальных подходах в России и на Западе.

Западные реабилитологи, оценив дефициты функций пациента, максимально адаптируют ок­ружающую среду под ограниченные возможности больного, используя разнообразные высокотехно­логичные приспособления.

Отечественная реабилитология основной акцент делает на восстановительном обучении, на мак­симально более полном восстановлении двигатель­ных и психических функций пациента. По-видимому, с практических позиций тактика реа­билитационных воздействий должна находиться в «золотом сечении»: с учетом материальных и вре­менных затрат, восстановить функции больного на­столько, чтобы обеспечить возможность его адап­тации в частично трансформированной среде.

Нужно иметь в виду, что шкала последствий черепно-мозговой травмы чрезвычайно широка — тяжелая травма приводит к появлению грубых нео­братимых дефектов двигательных и психических функций, но и легкие травматические поврежде­ния мозга не проходят бесследно. Так, по результа­там лонгитюдных исследований, даже легкая трав­ма мозга может дезадаптировать ребенка на весь последующий период взросления — он с большими затруднениями преодолевает возрастные кризисы, осложняются социальные контакты, затормажива­ется процесс самореализации. Черепно-мозговая травма средней тяжести психопатологизирует взрос­лого человека, часто предопределяет его стремитель­ную алкоголизацию и другие виды зависимости.

Спектр потребности в нейрореабилитации, про­стирающийся от вегетативного состояния до посттравматической социопатии, включает сотни ты­сяч наших сограждан. При этом мировой опыт по­казывает, что у каждого пациента, перенесшего черепно-мозговую травму, есть резервы восстанов­ления. Не только на ранних этапах, но и в отдален­ные сроки (4—5 лет) после катастрофы можно су­щественно повысить качество жизни этих больных, сделать их менее зависимыми.

Социальная значимость нейрореабилитации очень высока: даже частичное решение проблем людей, перенесших церебральную катастрофу, — это улуч­шение качества жизни их семей и реальный вклад в гуманизацию общественного сознания.

Итак, реабилитация представляет собой систе­му мероприятий медицинского, психологического и социального характера, целью которых является вос­становление как нарушенных функций и здоровья боль­ного, так и его личного и социального статуса.

В последние годы в реабилитологию введено понятие «качество жизни, связанное со здоровь­ем» (health-related quality of life). Эта интеграль­ная характеристика все чаще рассматривается в качестве главного ориентира при оценке эффек­тивности реабилитационной службы, хотя ее ценность представляется сомни­тельной для индивидуального реабилитационно­го процесса.

Многоплановость задач, имеющих отношение к восстановлению человека после нейротравмы, предполагает участие в реабилитационном процессе специалистов разного профиля. В нейрореабилитационную команду входят врач-реабилитолог (с не­врологической подготовкой), психологи разных специальностей, логопед, методист лечебной физ­культуры, массажист, физиотерапевт, трудотерапевт и др. Участие и роль того или иного специа­листа определяются характером имеющихся у больного дефектов, причем на разных этапах реабилитации одного пациента состав команды может меняться, меняется и значимость различ­ных профессиональных воздействий в решении стоящих на данном этапе проблем.

В арсенале каждого специалиста нейрореабили­тации существуют многие сотни приемов и методов.

А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов

Похожие статьи
показать еще