Нормативная правовая база при ЧМТ. Медико-социальная экспертиза

20 Апреля в 17:20 3587 0


Нормативная правовая база и основные понятия

В течение последних 10 лет изменилась нормативная правовая база, которая служит основанием для по­строения системы социальной защиты населения РФ.

Если экспертиза временной нетрудоспособнос­ти является первой составляющей медицинской экспертизы, то в соответствии с «Основами зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан» ме­дико-социальная экспертиза является второй со­ставляющей медицинской экспертизы и «устанав­ливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан; определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан».

Порядок проведения МСЭ определяется следую­щими нормативными правовыми актами: Постанов­лением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О по­рядке признания граждан инвалидами» и «Пример­ным положением об учреждениях государственной службы МСЭ», а также Постановлением Министер­ства труда и социального развития РФ и Минздрава РФ от 29.01.97 №1/30 «Об утверждении классифи­кации и временных критериев, используемых при осуществлении меди ко-социальной экспертизы».

С перечисленными документами должны быть хорошо знакомы не только врачи бюро МСЭ, но и врачи ЛПУ, так как именно они оказывают паци­ентам медицинскую помощь и одновременно вы­нуждены решать вопрос о необходимости их соци­альной защиты.

Критерии направления больных на медико-социальную экспертизу

В настоящее время в значительной степени изме­нились подходы к определению больным той или иной группы инвалидности. До вступления в силу названных документов при решении воп­роса об установлении группы инвалидности врачи «ВТЭК» руководствовались одним критерием — «возможностью выполнения больным работы по своей основной профессии».

В настоящее время следует подходить к оценке состояния трудоспособности больного дифферен­цированно. Для работающих по-прежнему основ­ным критерием является возможность продолже­ния своей профессиональной деятельности. Для неработающих, особенно пенсионного возраста, в основу экспертного решения будут положены прин­ципиально новые критерии — критерии ограниче­ния жизнедеятельности.

Ограничение жизнедеятельности — это откло­нение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, обще­ние, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Классификация нарушений функций организма по степени выраженности

Прежде чем оценивать степени ограничения жиз­недеятельности, необходимо уточнить, какие фун­кции организма нарушены и в какой степени.

Решение этого вопроса проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социаль­ного развития РФ и МЗ РФ от 29.01.97 № 1/30 «Об утверждении классификации и временных крите­риев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», в котором предусмотре­ны 4 степени выраженности нарушений функций организма. При этом учитываются нарушения сле­дующих основных функций человека:

— нарушения психических функций (воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмо­ций, воли);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слу­ха, обоняния, осязания);

— нарушения стато-динамической функции;

— нарушения функций кровообращения, ды­хания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Нарушение здоровья, проявляющееся расстрой­ством функции важнейших жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения и т.д.) приводит к ограничению жизнедеятельности раз­ной степени выраженности, к социальной недо­статочности больного и нуждаемости его в соци­альной защите.

Классификация ограничения жизнедеятельности по степени выраженности

Прежде чем решить вопрос, приводят ли имеющи­еся у больного нарушения функций к необходи­мость определения группы инвалидности, следует уточнить имеющую у него степень обнаруживаемо­го ограничения жизнедеятельности в момент ос­видетельствования .

В соответствии с изложенным в предыдущем подразделе Постановления Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ в экспер­тной практике пользуются классификацией ограни­чения жизнедеятельности по степени выраженности:

1.Ограничение самообслуживания:

1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самообслужива­нию и полная зависимость от других лиц.

2. Ограничение способности к самостоятельному пе­ редвижению:

1 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению при более длительной затрате време­ни, подробности выполнения и сокращении рассто­яний;

2 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

3. Ограничение способности к обучению

1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специ­ального режима учебного процесса и (или) с ис­пользованием вспомогательных средств, с помо­щью других лиц (кроме обучающего персонала);

2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специаль­ным программам в домашних условиях;

3 степень — неспособность к обучению.

4. Ограничение способности к трудовой деятельно­сти:

1 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности при условии снижения квалифи­кации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности в специально созданных услови­ях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего мес­та, с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к выполнению тру­довой деятельности.

5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень — способность к ориентации с ис­пользованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к ориентации, требу­ющая помощи других лиц;

3 степень — неспособность к ориентации (дезо­риентация).

6. Ограничение способности к общению:

1 степень — способность к общению, характе­ризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информа­ции;

2 степень — способность к общению с исполь­зованием вспомогательных средств и (или) помо­щью других лиц;

3 степень — неспособность к общению.

7 .Ограничение способности контролировать свое по­ведение:

1 степень — частичное снижение способности контролировать свое поведение;

2 степень — способность частично или полнос­тью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение.

Критерии определения групп инвалидности

С учетом выявленных функциональных нарушений, ограничений жизнедеятельности разработаны и используются в практике следующие критерии оп­ределения групп инвалидности.

Первая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, тре­бующая социальной зашиты или вследствие нару­шения здоровья со стойкими, значительно выражен­ными расстройствами функций организма, обуслов­ленными последствиями ЧМТ и приводящие к рез­ко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);

— способность к передвижению 3 степени (не­способность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);

— способность к ориентации 3 степени (неспо­собность к ориентации — дезориентация);

— способность к общению 3 степени (неспо­собность к общению);

— неспособность контролировать свое поведе­ние 3 степени (неспособность контролировать свое поведение).

Вторая группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи вследствие нарушения функции здоровья, обус­ловленная ЧМТ и приводящая к выраженному ог­раничению одной из следующих категорий жизне­деятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию второй сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с по­мощью других лиц);

— способность к передвижению второй степе­ни (способность к самостоятельному передвиже­нию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

— способность к трудовой деятельности третьей, второй степени (неспособность к трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой дея­тельности в специально созданных условиях с ис­пользованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);

— способность к обучению третьей, второй сте­пени (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведе­ниях или по специальным программам в домаш­них условиях);

— способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощи других лиц);

— способность к общению второй степени (спо­собность к общению с использованием вспомога­тельных средств и (или) с помощью других лиц.

Ограничение способности к обучению 2 и 3 степени может быть основанием для установле­ния второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других ка­тегорий жизнедеятельности, за исключением уча­щихся, у которых ограничение только способно­сти к обучению 2—3 степени может обусловить необходимость установления второй группы ин­валидности.

Третья группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным рас­стройством функции организма, обусловленным последствиями ЧМТ, приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из сле­дующих категорий или их сочетанию:

— способность к самообслуживанию первой сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);

— способность к передвижению первой сте­пени (способность к самостоятельному передви­жению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстоя­ний);

— способность к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспо­могательных средств, с помощью других лиц (кро­ме обучающего персонала));

— способность к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятель­ности, невозможности выполнения работы по своей профессии);

— способность к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использо­вания вспомогательных средств);

— способность к общению первой степени (спо­собность к общению, характеризующаяся сниже­нием скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности к общению 1 степе­ни и способности к обучению 1 степени может быть основанием для установления третьей группы ин­валидности преимущественно при сочетании с ограничением одной или нескольких других катего­рий жизнедеятельности.

Для более свободного оперирования понятиями ограничения жизнедеятельности и использования их при определении групп инвалидности предлагаем пользоваться таблицей, разработанной методичес­ким отделом главного бюро МСЭ г.Москвы.

А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов

Похожие статьи
  • 09.04.2013 35318 13
    Диффузные аксональные повреждения головного мозга

    К диффузным аксональным повреждениям головного мозга относят полные и /или частичные распростра­ненные разрывы аксонов в частом сочетании с мелко­очаговыми геморрагиями, обусловленные травмой преимущественно инерционного типа. При этом наи­более характерными территориями аксональных и сосудистых нар...

    Черепно-мозговые нарушения
  • 05.04.2013 33460 36
    Очаговые ушибы головного мозга

    К ушибам головного мозга относят возникшие в ре­зультате травмы очаговые макроструктурные повреж­дения его вещества.
    По принятой в России единой клинической класси­фикации ЧМТ очаговые ушибы мозга разделяют на три степени по тяжести: 1) легкие, 2) среднетяжелые и 3) тяжелые.

    Черепно-мозговые нарушения
  • 18.04.2013 22853 34
    Повреждения черепно-мозговых нервов

    Повреждения черепных нервов (ПЧН), нередко являются главной причиной инвалидизации боль­ных, перенесших черепно-мозговую травму. Во многих случаях ПЧН встречаются при легкой и среднетяжелой травме черепа и головного мозга, иногда на фоне сохраненного сознания (в момент травмы и после нее...

    Черепно-мозговые нарушения
показать еще
 
Нейрохирургия и неврология