Больные в анафилактическом шоке

17 Июля в 12:34 1368 0


Анафилактический шок является проявлением аллергической реакции немедленного типа и характеризуется остро возникающими тяжелыми нарушениями кровообращения, бронхоспазмом, возбуждением и последующим угнетением центральной нервной системы. Наиболее часто анафилактический шок развивается при повторном использовании медикаментов, преимущественно антибиотиков, а из них — главным образом, пенициллина и стрептомицина, витамина В12 местных анестетиков, ацетилсалициловой кислоты, адренокортикотропного гормона, сывороток, вакцин. Он может быть результатом реакции на некоторые пищевые продукты, а также на антигены, применяемые при кожных диагностических пробах или проведении гипосенсибилизации.

Диагностика

Клиническая картина анафилактического шока развивается бурно. При молниеносной форме больной почти сразу после инъекции медикамента или аппликации аллергена утрачивает сознание, появляется резкая бледность или цианоз, исчезает пульс, артериальное давление не определяется, дыхание приобретает агональный характер, расширяются зрачки. В течение немногих минут развивается клиническая смерть. Необходимы реанимационные меры. 

При тяжелой форме анафилактического шока появляются предвестники катастрофы в виде беспокойства, жалоб больного на самочувствие, затем быстро развивается клиническая картина агонии, как и при молниеносной форме шока. 

При шоке средней тяжести клиника развернута во времени. Вначале появляются беспокойство, чувство страха, пульсирующая головная боль, холодный пот, иногда могут быть предвестники в виде кожного зуда, сыпи типа крапивницы, отека Квинке. Затем в зависимости от варианта течения могут преобладать явления дыхательной недостаточности в виде чувства стеснения в груди, судорожного кашля, одышки, цианоза, что обусловлено бронхоспазмом или отеком гортани (асфиктическая форма). Наряду с этим или даже при отсутствии расстройств дыхания появляются признаки сердечно-сосудистой недостаточности: бради- или тахикардия, снижение артериального давления в зависимости от тяжести шока, бледность или ярко-красная окраска кожи. Кроме того, возможны боль в животе, тошнота, рвота, непроизвольные дефекация и мочеиспускание, а у женщин — кровотечение из половых путей. 

Возбуждение может смениться потерей сознания, возможны судороги типа эпилептических. 

При развитии анафилактического шока требуется неотложная медицинская помощь, а при наступлении клинической смерти — реанимационные мероприятия. Диагноз анафилактического шока в ряде случаев затруднен, особенно если нет других проявлений аллергии и отсутствует анамнез. При таких обстоятельствах уточнение диагноза следует осуществлять только после оказания больному неотложной медицинской помощи. 

Если состояние шока развивается после инъекции или приема внутрь лекарственных средств, контакта с какими-то химическими соединениями, укусов насекомых, следует рассматривать возникшие расстройства как проявление анафилаксий. 

Лечение

При появлении симптомов анафилактического шока помощь необходимо осуществлять в определенной последовательности. 

Вначале следует прекратить дальнейшее поступление аллергена в кровь, для чего наложить жгут на конечность выше места инъекции или укуса насекомого. 

В место инъекции или укуса надо ввести подкожно или внутримышечно 0,5 мл 0,1%-ного раствора адреналина для замедления всасывания аллергена, такую же дозу впрыснуть подкожно в другую конечность в расчете на его резорбтивное действие. В тяжелых случаях требуется внутривенное вливание 0,5 мл 0,1%-ного раствора адреналина в 20 мл 40%-ного раствора глюкозы. При анафилактическом шоке следует отдавать предпочтение адреналину, как средству, сочетающему сосудосуживающее действие с бронхорасширяющим. Если введением адреналина не удается устранить артериальную гипотензию, следует использовать внутривенную инфузию капельным методом 1—2 мл 0,2%-ного раствора норадреналина в 400 мл 5%-ного раствора глюкозы со скоростью 40—50 капель в минуту. 


У больных в состоянии анафилактического шока нужно стремиться с самого начала установить систему для внутривенного вливания и использовать ее для инфузий растворов и введения различных фармакологических средств, чтобы обеспечить быстрое проявление их действия. При подкожном и внутримышечном введении лекарственных средств у больных в состоянии шока в результате нарушения микроциркуляции они медленно всасываются из места инъекции и эффект их не проявляется или проявляется поздно. 

При явлениях бронхоспазма и нарушении дыхания вводят внутривенно 10 мл 2,4%-ного раствора эуфиллина. 

Одновременно используют антигистаминные средства — дипразин (пипольфен) — 2 мл 2,5%-ного раствора, димедрол — 1—2 мл 1%-ного раствора внутривенно (внутримышечно). Они особенно показаны, если наряду с симптомами шока имеется отек Квинке или сыпь типа крапивницы. 

Целесообразно ввести больному безусловно показанные глюкокортикоидные гормоны (преднизолон — 30—60 мг внутривенно, гидрокортизон — 125—250 мг внутримышечно), которые, являясь иммунодепрессантами, подавляют реакцию антиген-антитело, восстанавливают чувствительность адренергических рецепторов к эндо- и экзогенным катехоламинам, оказывают противоотечное действие. Кроме того, вводят внутривенно 10 мл 10%-ного раствора хлорида кальция с целью десенсибилизации и уменьшения отека.

Если анафилактический шок является реакцией на пенициллин, целесообразно ввести внутримышечно или внутривенно 500000— 1000000 ЕД пенициллиназы. Однако она эффективна при раннем применении, так как способна разрушать свободный пенициллин, но не действует на комплекс аллерген-антитело. При повторном введении она сама может вызывать аллергические реакции. 

В связи с относительным несоответствием между емкостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови следует как можно раньше начинать инфузию кровезаменителей до стабилизации гемодинамики, предварительно выяснив их переносимость больным. 

В связи с расстройством дыхания и тканевой гипоксией используют ингаляцию кислорода. 

В случае угрозы асфиксии вследствие отека гортани необходимо осуществить интубацию трахеи или трахеотомию. 

В случае, если состояние больного не улучшается и развивается терминальное состояние, проводят весь комплекс реанимационных мер.

Нечаев Э.А.
Пособие по интенсивной терапии в военно-лечебных учреждениях СА и ВМФ
Похожие статьи
показать еще
 
Военно-полевая хирургия