Слухопротезирование у детей

05 Марта в 22:53 1570 0


Комплексность проблемы детского слухопротезирования заключается в необходимости наличия мотиваций у родителей, участия врачей, слухопротезистов, сурдопедагогов, а также производителей слуховых аппаратов.

Эффективность

В первую очередь эффективность слухопротезирования у детей определяется:
- возрастом и развитием ребенка;
- степенью снижения слуха;
- наличием сочетанной патологии;
- состоянием интеллекта;
- условиями жизни ребенка;
- возрастом, в котором был установлен диагноз;
- получением реабилитационной сурдопедагогической помощи;
- совместной работой ребенка, педагога и родителей.

При определении порогов слышимости у детей используются субъективные и объективные методы исследования, которые, в свою очередь, рассматриваются как активные, требующие контакта с ребенком (субъективные методы), и пассивные, не требующие контакта с ребенком (объективные методы).

К пассивным методам относятся тимпанометрия, акустическая рефлексометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмиссии и безусловно рефлекторная аудиометрия.

К активным относятся исследование слуха при помощи звукореактотеста, игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением, речевая аудиометрия, ориентировочная аудиометрия и категоризация громкости.

При проведении объективных методик необходимо сопоставление полученных данных с результатами сурдопедагогического обследования. Это связано с тем, что сложности при определении слуха у детей раннего возраста обусловлены, прежде всего, заболеваниями ЦНС или наличием "сложной структуры дефекта".

Несмотря на преимущества объективных методик, каждой из них присущи и определенные недостатки и ограничения, что определяет необходимость проведения комплексного аудиологического обследования.

Так, коротколатентные слуховые потенциалы (КСВП) на широкополосную стимуляцию (щелчки) отражают состояние слуха на высоких частотах (2-4 кГц); состояние слуха на средних (750-2000 Гц) и высоких (4-6 кГц) частотах определяется при регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ); при регистрации акустического рефлекса стременной мышцы обеспечивается информация о низких частотах (500 Гц).

На основании полученных при объективном тестировании слуховой функции данных можно выделить следующие симптомокомплексы:
1. нормальный слух - тимпанограмма типа А, регистрация акустических рефлексов стременной мышцы при стимуляции 80-90 дБ, КСВП и ОАЭ (с параметрами, соответствующими возрастной норме);
2. выраженная сенсоневральная тугоухость, глухота - тимпанограмма типа А, отсутствие акустических рефлексов стременной мышцы и КСВП при максимальной стимуляции, ОАЭ не регистрируется;


3. аудиторная нейропатия - тимпанограмма типа А, отсутствие акустических рефлексов стременной мышцы и КСВП при максимальной стимуляции, регистрируется высокоамплитудная ОАЭ.

Все промежуточные состояния соответствуют тугоухости различной степени выраженности

Кондуктивная тугоухость

При наличии кондуктивной тугоухости не рекомендуется при оценке слуховой функции вносить коррекцию на величину костно-воздушного интервала.

Особые подходы используются при наличии пороков развития. В этих случаях необходимо согласовывать хирургическую тактику и подбор слухового аппарата, осуществляя это в очередности, обеспечивающей оптимальные условия для развития речи и дальнейшего обучения ребенка.

На период лечения часто рекомендуется временное назначение слухового аппарата.

Этапы слухопротезирования:

- оценка проведенного обследования как достаточного, проведение дополнительных исследований или обследование в динамике;
- изготовление индивидуальных ушных вкладышей (обоснование выбора материала и конструктивных особенностей вкладыша, параметров вентильного отверстия);
- подбор базовых моделей слуховых аппаратов для первого тестирования, настройка с учетом степени адаптации (компьютерная или триммерная); формулы расчета вносимого усиления;
- занятия с сурдопедагогом для выбора наиболее эффективного варианта слухопротезирования;
- уточнение режима на повторных занятиях;
- психологическая и информационная поддержка родителей;
- согласование режима ношения СА, настройка второй программы, рекомендации по занятиям и определение плана повторных посещений - индивидуально.

Следует выделить основные ключевые моменты, определяющие успех слухопротезирования у детей:
- СА должен обеспечивать адекватное усиление в области высоких частот;
- СА должен обеспечивать возможность регулировки в области низких частот;
- СА должен обеспечивать запас усиления для компенсации резонанса наружного слухового прохода;
- в диапазоне интенсивностей 60-90 дБ на входе должна быть параллельная характеристика;
- протезирование детей СА с выходной мощностью 125 дБ должно производиться с большой осторожностью;
- ребенок в течение недели должен носить дома только вкладыш или вкладыш с выключенным СА;
- качество и комфортность вкладыша должны контролироваться;
- для измерений в реальном ухе рекомендуется изготовление специального вкладыша;
- перед тем, как СА будет подключен, он должен быть исследован на приборе; необходимо проверить ограничение выходной мощности.

Я.А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе
Похожие статьи
  • 24.02.2013 36880 15
    Тональная пороговая аудиометрия

    Тональная пороговая аудиометрия осуществляется при помощи аудиометров, которые производятся многими фирмами и отличаются друг от друга по функциональным возможностям и по возможностям управления. В них предусмотрен набор частот 125, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000, и 8000 Гц (в...

    Аудиология
  • 24.02.2013 24365 7
    Тимпанометрия

    Первые работы, посвященные тимпанометрии, содержали описание отдельных тимпанограмм, характерных для той или иной патологии (Terkildsen, Thomsen, 1959; Brooks, 1968; 1969). Позднее были разработаны классификации тимпанограмм, из которых наибольшее распространение получили взаимно дополняющие...

    Аудиология
  • 20.02.2013 7054 10
    Слуховые вызванные потенциалы. Часть 1

    Исследование этого класса реакций определяется возможностью неинвазивной (т.е. с поверхности черепа) регистрации суммарной электрической активности слуховых центров у человека и животных. В виду малой амллитуды реакций при таком способе регистрации и значительного уровня помех за счет других...

    Аудиология
показать еще
 
Оториноларингология