Кохлеарная имплантация. Подключение речевого процессора и сурдопедагогическая реабилитация

05 Марта в 1:21 1735 0


Подключение речевого процессора производится через 4-6 недель после операции. Первая настроечная сессия проводится в течение шести дней (по три дня в течение двух недель): осуществляется настройка речевого процессора (определяются пороги восприятия и комфорта на каждом активном канале) и начинаются реабилитационные мероприятия.

Далее сессии проводятся раз в три месяца в течение одной недели в первый год после операции. В последующие годы контроль за картой процессора и реабилитационные сессии проводятся 2-3 раза в год.

Для имплантированных детей особое значение приобретает взаимодействие между аудиологом, сурдопедагогом и родителями, а также эмоциональный контакт каждого из них с ребенком. Аудиологу для успешной настройки речевого процессора необходимо наличие у пациента некоторых умений (реагировать на присутствие или отсутствие звука, сосчитать количество звучаний, определить субъективно ощущаемую абсолютную или относительную громкость звука и др.).

Сурдопедагог может определить и показать, как, какими способами научить ребенка этим умениям. Однако, основной процесс обучения, автоматизации необходимых умений обеспечивается родителями в домашних условиях.

Зависимость динамики разборчивости слов, предъявляемых в открытом выборе, от длительности пользования речевым процессором
Зависимость динамики разборчивости слов, предъявляемых в открытом выборе, от длительности пользования речевым процессором

Уже в процессе дооперационного психолого-педагогического обследования ребенка можно сделать предварительный прогноз о результативности кохлеарной имплантации. Важными показателями для этого являются не только и не столько уровень общего развития маленького пациента (соответствие возрасту его познавательной, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы) и уровень его речевого развития (состояние устной и письменной речи, перцептивных навыков при коммуникации с окружающими).



Опыт показал, что не менее важными, а в некоторых случаях - решающими факторами оказывается, во-первых, психологическая готовность родителей к повседневной кропотливой работе с собственным ребенком (четкое выполнение заданий сурдопедагога, пунктуальное посещение сеансов настройки речевого процессора и педагогических занятий), и, во-вторых, владение родителями или их способность к овладению элементарными педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для целенаправленной работы со своим ребенком в домашних условиях.

И, наконец, весьма существенным является следующее:
- обеспечение ребенку после имплантации речевой среды (условия пребывания среди нормально говорящих сверстников и взрослых) с учетом уровня его общего и речевого развития;
- решение вопроса о возможности обеспечить усвоение общеобразовательной программы (детского сада, школы), соответствующей возрасту ребенка, и об организационных формах этого обеспечения.

Отсутствие возможности положительного решения этих проблем ставит под сомнение успешность операции.
Прогресс в слуховом восприятии и продукции речи, наряду с перечисленными выше критериями, зависит и от длительности использования кохлеарного импланта.

Представлены результаты динамики разборчивости восприятия слов от длительности использования речевого процессора кохлеарного импланта. Из рисунка следует, что практически у всех больных процент разборчивости возрастает со временем. Однако количественная характеристика увеличения разборчивости и сроки достижения максимальной разборчивости зависят как от длительности глухоты, так и от возраста на момент операции. Особое значение имеют характеристика глухоты (пре- или постлингвальная) и ее этиология.

Я.А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе
Похожие статьи
  • 24.02.2013 36880 15
    Тональная пороговая аудиометрия

    Тональная пороговая аудиометрия осуществляется при помощи аудиометров, которые производятся многими фирмами и отличаются друг от друга по функциональным возможностям и по возможностям управления. В них предусмотрен набор частот 125, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000, и 8000 Гц (в...

    Аудиология
  • 24.02.2013 24365 7
    Тимпанометрия

    Первые работы, посвященные тимпанометрии, содержали описание отдельных тимпанограмм, характерных для той или иной патологии (Terkildsen, Thomsen, 1959; Brooks, 1968; 1969). Позднее были разработаны классификации тимпанограмм, из которых наибольшее распространение получили взаимно дополняющие...

    Аудиология
  • 20.02.2013 7054 10
    Слуховые вызванные потенциалы. Часть 1

    Исследование этого класса реакций определяется возможностью неинвазивной (т.е. с поверхности черепа) регистрации суммарной электрической активности слуховых центров у человека и животных. В виду малой амллитуды реакций при таком способе регистрации и значительного уровня помех за счет других...

    Аудиология
показать еще
 
Оториноларингология