Факторы, определяющие эффективность кохлеарной имплантации

28 Февраля в 0:24 1151 0


Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности, возрастом, в котором наступила глухота, длительностью глухоты, способностью к обучению, интеллектуальным развитием. Эти факторы могут воздействовать как раздельно, так и взаимодействуя друг с другом. Наибольшая эффективность имплантации может быть достигнута у взрослых и детей, у которых глухота наступила после развития речи (постлингвальная глухота).

К следующей по эффективности группе относятся взрослые и дети с постлингвальной глухотой, длящейся в течение длительного периода. Особое место занимают дети с прелингвальной глухотой. У данной категории больных эффект может быть достигнут лишь в том случае, если проводится интенсивная работа по развитию слухового восприятия и разговорного языка.

Возраст, в котором возникла глухота

На самом деле, основополагающее значение имеет не сам возраст, а развитие больного к наступлению глухоты. Под развитием в аспекте кохлеарной имплантации следует понимать слуховое восприятие, речь, разговорный язык и интеллект.

Возрастные группы подразделяются на прелингвальные (глухота наступила до развития речи) и постлингвальные (глухота наступила после развития речи).

Постлингвальная глухота

Взрослые (18 и более лет): при наступлении глухоты в этом периоде психологические и коммуникационные аспекты играют важную роль и могут оказывать отрицательные эффекты на социальный и профессиональный компоненты реабилитации. Однако, безусловно, данная возрастная группа имеет несомненные преимущества, заключающиеся в наличии сформированных слухового восприятия, речи, разговорного языка и интеллекта, а также в умении читать и писать.

"Позднее" детство (7-18 лет): в этом возрасте имеются более серьезные проблемы, обусловленные несформированным знанием окружающего мира и словарного запаса, что создает определенные проблемы в процессе обучения. И, пожалуй, наиболее важным психологическим фактором является сам факт возникновения глухоты в наиболее активном подростковом возрасте.

Раннее детство (3-7 лет):
при возникновении глухоты в раннем постлингвальном периоде, хотя и считается, что продукция речи и сформирована, на самом деле, процесс этот еще не завершен. Кроме того, имеется существенный риск распада речи, что должно быть предотвращено.

Прелингвальная глухота

Поздняя (1-3 года): глухота, возникшая в возрасте от 1 до 3 лет, безусловно, должна рассматриваться как прелингвальная. Однако, слуховое, речевое и общее развитие, имеющиеся на момент возникновения глухоты, существенно облегчают процесс обучения, включая адаптацию к слуховым аппаратам и кохлеарным имплантам.

Врожденная и ранняя (от рождения до 1 года): Только ребенок, у которого глухота возникла в первый год жизни, может рассматриваться как не имеющий навыков слухоречевого и общего развития, хотя и нельзя исключить возможности слухового и фонологического развития в этом возрасте. Тем не менее, этот вклад столь незначителен, что на практике он не принимается во внимание.


Текущий возраст

Текущим возрастом определяются потребности больных с тотальной глухотой в сенсорном подкреплении и в обучающих и реабилитационных мероприятиях. У взрослых на первое место выступают социальные и профессиональные аспекты; у подростков - это образовательная и социальная сфера, в то время как у младших школьников на первое место в процессе обучения выступают общее и речевое развитие, овладение устной и письменной речью.

У детей дошкольного возраста процесс обучения концентрируется, прежде всего, на формировании представлений об окружающем мире, развитии практики устной или альтернативных способов коммуникации, обучении грамоте. Возможно, наибольшее значение текущего возраста проявляется в относительном вкладе в реабилитацию сенсорных (слуховых), обучающих и реабилитационных мероприятий.

Взрослый больной с глухотой, получающий сенсорную информацию посредством слуховых аппаратов или кохлеарного импланта, может нуждаться в реабилитационных мероприятиях для облегчения настройки и повышения эффективности электроакустической коррекции и имплантации. Маленькие дети с глухотой, находящиеся в процессе накопления речевого опыта, нуждаются в сенсорной поддержке с целью облегчения процесса обучения.

Иными словами, у взрослых сенсорная поддержка играет определяющую роль, а реабилитационные мероприятия являются подкрепляющими, в то время как у детей на первое место выступает процесс обучения, а сенсорная поддержка является вспомогательной.

Длительность глухоты

Третьим важным временным фактором является длительность глухоты, определяемая как разница между текущим возрастом и началом глухоты. Чем меньше длительность процесса, тем больше потенциальных возможностей для успешной реабилитации как при помощи слухового аппарата, так и при помощи кохлеарного импланта. Существует две возможные проблемы, связанные с длительностью глухоты: одна из них - это утрата навыков и знаний, имевшихся на момент возникновения глухоты, а вторая - это развитие особенностей в поведении, мешающих адаптации к сенсорной работе.

Длительность глухоты особенно важна у больных с прелингвальной глухотой. Если подобные больные обучались разговорному языку и пользованию слуховым аппаратом, возможности адаптации к кохлеарному импланту у них улучшаются, даже если длительность глухоты составляет несколько лет. У больных старше 6-8 лет без развитой разговорной речи и слухового опыта или утративших приобретенные ранее навыки, прогноз неблагоприятен.

Я.А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе
Похожие статьи
  • 24.02.2013 36880 15
    Тональная пороговая аудиометрия

    Тональная пороговая аудиометрия осуществляется при помощи аудиометров, которые производятся многими фирмами и отличаются друг от друга по функциональным возможностям и по возможностям управления. В них предусмотрен набор частот 125, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000, и 8000 Гц (в...

    Аудиология
  • 24.02.2013 24365 7
    Тимпанометрия

    Первые работы, посвященные тимпанометрии, содержали описание отдельных тимпанограмм, характерных для той или иной патологии (Terkildsen, Thomsen, 1959; Brooks, 1968; 1969). Позднее были разработаны классификации тимпанограмм, из которых наибольшее распространение получили взаимно дополняющие...

    Аудиология
  • 20.02.2013 7054 10
    Слуховые вызванные потенциалы. Часть 1

    Исследование этого класса реакций определяется возможностью неинвазивной (т.е. с поверхности черепа) регистрации суммарной электрической активности слуховых центров у человека и животных. В виду малой амллитуды реакций при таком способе регистрации и значительного уровня помех за счет других...

    Аудиология
показать еще
 
Оториноларингология